Сочинение: Что такое темное царство в пьесе «Гроза»? (А.Н. Островский)

(582 слова) Александра Николаевича Островского по праву считают выдающимся русским драматургом и основоположником русского национального театра. Островский неоднократно поднимал тему социальной несправедливости и отображал человеческие пороки. Например, он обличил ханжеские нравы российской глубинки в пьесе «Гроза». Не секрет, что многие критики называют город, в котором описываются события, «тёмным царством». В своей пьесе писатель демонстрирует читателю быт и нравы зажиточных горожан, которые на людях демонстрируют набожность и добродетельность, а за высокими заборами проявляют грубость, равнодушие и жестокость к самым близким людям. Рассмотрим поподробнее, какие персонажи пьесы представляют собой «тёмное царство».

Читатель видит, как «тёмное царство» засасывает всех, кто в него попадает. Это лицемерное общество, генерирующее только подавление и мрачную атмосферу безысходности, уничтожает в людях все положительные человеческие качества. Обитатели Калинова становятся бессердечными и злыми, ведь только так можно выжить в максимально «токсичной» среде.

«Темное царство», подобно любому царству, имеет своих правителей. Ярким представителем «тёмного царства» является Марфа Кабанова по прозвищу Кабаниха. Эта героиня по своей натуре является властной и деспотичной женщиной. По мнению Кабанихи, лишь ее мнение правильно, потому что она старше домочадцев. Поэтому героиня пытается навязать свои убеждения тем, кто проживает в ее доме. Для Кабанихи человеческие чувства не представляют никакой ценности. Только традиции и обычаи в ее истолковании претендуют на роль истины в последней инстанции. Читатель замечает, что Кабаниха, соблюдает общепринятые приличия, но в душе не соответствует тому, что проповедует на людях. Безусловно, героиня посещает церковь и соблюдает посты. Однако это является простым соблюдением традиций. Ни доброты, ни смирения, ни милосердия, ни самоотречения, ни любви к ближнему Марфа Игнатьевна не в силах испытать, ведь даже после гибели невестки сохраняет невозмутимость и даже жестокость по отношению к ней. На протяжении всего повествования Кабаниха прилагает все усилия, чтобы унизить и перемолоть Катерину — единственную независимую и смелую героиню пьесы. В образе Катерины автор изобразил добрую и чистую девушку — «луч света в темном царстве». Душа Катерины просится на свободу. Катерина мечтает полететь как птица туда, где она почувствует волю. «Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела», – заявляет Катерина. Но героиня скована предрассудками своей среды и материальной зависимостью от новой семьи. 

Тихон также является жертвой «тёмного царства». Но можно смело сказать, что герой уже стал частью этого общества, ведь он не имеет собственного мнения, не способен постоять за себя и смирился с неволей. Тихон зависит от решений и указаний своей матери. Герой мечтает сбежать, однако это не в его силах. Только после гибели Катерины Тихон решает взбунтоваться. Однако его бунт заключался в одном слове поперёк слова матери. 

Варвара, дочь Кабанихи, тоже является частью «темного царства», ведь она принимает его инструментарий для достижения своих целей. Девушка врет, лицемерит, обходит все законы своей среды, а в финале убегает из дома, поставив свое благополучие во главу угла.

Помимо Марфы Кабановой, хозяином «тёмного царства» является Дикой. Этот персонаж очень жестокий, грубый, невежественный и скупой. В образе Дикого Александр Николаевич воплотил богатого купца, который поднялся из нищеты, но орудием его успеха стала подлость. Важнее всего на свете для героя является его состояние. Для Дикого люди не имеют никакой ценности. Дикой пользуется своим положением, унижая всех, кто оказался зависимым от его расположения. Даже родному племяннику он не платит зарплату и отказывает в праве на родительское наследство. Увы, Борис тоже становится полноправным членом этого общества, ведь потакает своему деспоту ради денег.

Автор показывает, что в «тёмном царстве» не существует таких ценностей, как любовь, уважение, милосердие и сострадание к ближнему. Вместо морали там ханжество, вместо честности — лицемерие, вместо любви и уважения — принуждение и экономическое давление. Но именно этот образ олицетворяет положение России того времени. В своем произведении автор продемонстрировал весь драматизм беспросветной жизни русской глубинки.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector