Самостоятельная жизнь героя в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

(519 слов) В рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» раскрыто множество тем и проблемных вопросов. Один из них, сюжетообразующий, – тяготы жизни в послевоенное время. В основе истории лежит судьба одиннадцатилетнего мальчика, которого жизнь заставила быстро повзрослеть. Ребёнку пришлось оставить маму и родную деревню, чтобы продолжать учёбу в райцентре. В родных местах он слыл за «грамотея», и для всех было очевидно, что юное дарование не должно пропадать в нищете. Поэтому семья мальчика приняла непростое решение отправить его в городскую школу. С этого и начались злоключения бедного ребёнка.

Во-первых, учёба в чужой школе давалась ему тяжелее, чем в родной, деревенской. Особенные трудности у героя вызывал французский язык, всегда казавшийся ему загадочным, каким-то заколдованным, непонятным. Учительница Лидия Михайловна, которая была ещё и его классным руководителем, обратила внимание на одарённого ученика и серьёзно занялась его образованием. Она оставляла мальчика после уроков, строже спрашивала домашние задания, развивала в нём усердие и усидчивость, необходимые для освоения непростой фонетики французского языка, основ верного произношения. Позже Лидия Михайловна занималась с учеником на дому.

Во-вторых, ребёнку приходилось жить в городе в крайней бедности, практически нищете. Его семья и по деревенским меркам считалась бедной, не то что по городским: уровень жизни в городе, очевидно, был намного выше. Мама и бабушка отказывали себе во всём, чтобы посылать ребёнку деньги, а их дитя не могло себе позволить порой даже простейшие продукты питания. При этом мальчику нужно было хорошо питаться: он чах на глазах, страдал малокровием и упадком сил, которые, как замечала классная руководительница, мешали ему полноценно учиться. Лидия Михайловна и здесь не смогла остаться в стороне: она всячески пыталась помочь ученику, присылала ему продукты, которые он не мог себе позволить, будто бы не от себя, пыталась накормить ужином у себя дома после индивидуальных уроков. Однако все эти попытки помочь обижали мальчика, уязвляли мальчишеское чувство собственного достоинства, ставили ребёнка в неловкое положение. Поэтому учительница вынуждена была оставить их и придумать план похитрее.

В-третьих, крайняя бедность, нужда, доходящая до нищеты, заставила мальчика решиться на отчаянный шаг: он начал играть на деньги в компании мальчишек постарше. Выигрывая минимальную сумму, он тут же выходил из игры и тратил деньги на молоко и еду. Однако Вадику, главному заводиле в компании, не нравилось, что герой так быстро оставляет игру. За это мальчика избили ребята постарше. Для Лидии Михайловны, которая не могла смотреть на детские мучения, синяки на теле ребёнка стали последней каплей. Она предложила ему играть на минимальные деньги в «пристенок» – безобидную игру на копейки. Постепенно эта игра стала занимать у них всё больше времени, вытесняя прежние занятия французским языком. Учительница поддавалась и намеренно проигрывала мальчику. Тот это замечал, но не мог заставить Лидию Михайловну признаться в том, что она играет не совсем честно. На выигранные деньги ребёнок покупал молоко и продукты питания первой необходимости.

Таким образом, неравнодушие учительницы помогло герою выдержать все тяготы самостоятельной жизни в крайней бедности. Когда директор школы застал их за игрой, Лидия Михайловна сразу взяла всю вину на себя, уволилась из школы и уехала из города на родную Кубань – историю с игрой на деньги быстро замяли. Однако ученик, которому она так помогала, к которому относилась со всей возможной чуткостью и человечностью, всю жизнь помнил её и был благодарен за участие в его судьбе и помощь.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *