Лидия Михайловна в рассказе «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

(495 слов) Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» – произведение, не теряющее болезненной актуальности. Несмотря на то, что действие истории происходит в СССР, в конце 1940-х годов, автор затрагивает вечные вопросы и темы, волнующие и современного читателя: человечность, честность, доброту. Ключевым в рассказе Распутина является образ Лидии Михайловны, молодой учительницы французского языка, нарушившей субординацию ради реальной помощи своему ученику.

Интересно, что с самого начала эта молодая преподавательница будто заворожила главного героя-пятиклассника. Лидия Михайловна, симпатичная стройная брюнетка, казалась ребёнку загадочной, даже сказочной. К тому же «…она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне…». Лёгкая косинка во всегда чуть прищуренных глазах также придавала образу женщины нечто загадочное.

Кроме того, ученик сразу же заметил, насколько сильно преподавательница французского языка отличается от других учителей. Лидия Михайловна никогда не позволяла себе грубить ученикам и всерьёз ругать их за что-то. Она оставалась требовательной во всём, что касалось её предмета, но эта её требовательность никогда не доходила до жёсткости. От своих учеников она добивалась максимальной отдачи, со способными учениками была готова работать сверхурочно. Мягкий и лёгкий голос, который никогда сильно не повышался, уверенная походка и всегда безупречно аккуратный внешний вид Лидии Михайловны поддерживают её образ интеллигентной и даже утончённой молодой женщины.

Тем удивительнее становится преображение этой француженки, когда главный герой приходит к ней домой на индивидуальные занятия. Пусть в её квартире всё соответствует имиджу безукоризненной и во всём аккуратной интеллигентной дамы, сама Лидия Михайловна вне школы становится более улыбчивой, искренне непосредственной, смешливой. Она не стесняется нарушать субординацию и вести себя при ученике как маленький ребёнок, но важно понимать, что она делает это осознанно, чтобы мальчик не чувствовал себя некомфортно у неё дома. Она рассказывает ему о своём детстве, которое прошло на Кубани, о том, как она любит родные места и скучает по ним. Лидия Михайловна делает всё для того, чтобы ученик с ней чувствовал себя как дома.

Конечно, дополнительные занятия французским были больше предлогом, чем реальной целью учительницы. Видя, что мальчик бедствует и не может позволить себе даже простейших продуктов питания, женщина сначала пытается напрямую помочь ему финансово, покупает еду. Однако видя, насколько сильно это задевает мальчишеское чувство собственного достоинства, она решается на хитрый ход – предлагает ученику безобидную игру на деньги и намеренно поддаётся, чтобы тот чаще выигрывал.

Шок главного героя от того, что учительница предложила ему азартную игру, сходил на нет, по мере того как простые «замеряшки» увлекли его. Лидия Михайловна ещё сильнее преобразилась: играла шумно и весело, как ребёнок. Эта-то громкая весёлость и выдала героев директору школы, жившему по соседству.

Важным для трактовки образа учительницы является финал рассказа. Она честно признаётся директору в том, что играла с учеником на деньги, берёт всю вину на себя и добровольно уходит из школы, возвращаясь на родную Кубань. А через некоторое время главный герой получает посылку с кубанскими яблоками, которых до этого никогда не видел. Итак, Лидия Михайловна при всей своей утончённости и интеллигентности в первую очередь оставалась человечной и доброй женщиной, готовой поступиться своим статусом преподавателя ради реальной помощи нуждающемуся ученику.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *