Образ главного героя в рассказе «Уроки французского» (В. Распутин)

(438 слов) Образ главного героя–повествователя в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» является наиважнейшим для понимания произведения. Мальчик имеет схожие с автором биографические черты и олицетворяет талантливых деревенских самородков, которые пробивают дорогу в жизни самостоятельно. Поэтому персонаж становится для читателя примером для подражания.

Автор не даёт имени главному герою, от лица которого ведётся всё повествование, однако нам известно, что мальчику одиннадцать лет, а рассказ начинается с переезда в «райцентр» по случаю перехода в пятый класс. Юнец отличался острым умом, даже не будет преувеличением сказать, что повествователь – одарённый парень с сильным стремлением к знаниям. В своём селении он был неким авторитетом среди местных жителей, когда дело доходило до облигаций и денежных выигрышей. И именно жители деревни убедили мать в необходимости продолжения учёбы ребёнка, ведь больше таких толковых не водилось, а грамота никогда лишней не станет:

«Башковитый у тебя парень растет. Ты это… давай учи его».

Распутин описывает персонажа как диковатого мальчишку из бедной семьи в «застиранном пиджачишке, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки» и в зелёных штанишках, перешитых из отцовских галифе. По началу он ходил в чирках, но позже наотрез отказался их надевать.

Мальчик рос и воспитывался без отца. Таково эхо войны. Будучи старшим сыном в семье, он чувствовал ответственность перед младшими и своей матерью, которая билась изо всех сил, чтобы прокормить детей. 1948 год стал новым этапом в жизни мальчишки, началом самостоятельной дороги. Но сорок восьмой год – тяжёлое послевоенное время для всей страны, поэтому главный герой часто упоминает о недоедании, о нехватке денег на обычное молоко, которое было необходимо для здоровья. Начало его пути нельзя назвать легким. Герою приходилось во всем себя ограничивать, но прилагать усилия в обучении, чтобы помочь семье в будущем. Постоянный голод, старая потрёпанная одежка, бедность и даже несправедливое отношение знакомой тётки к мальчику – ничего не мотивировало героя ни на месть, ни на обиды или злобу, он продолжал оставаться человеком, человеком гордым, с чувством собственного достоинства, хоть и немного робким. Он добивался поставленных целей благодаря своему упорству и честности, делал всё, чтобы оправдать возлагаемые надежды любимой матери. Он никогда не смел её расстраивать или жаловаться на что- либо:

«…Но я заставил себя смириться и с этим. Легче матери не станет, если она услышит правду».

Мальчик сохраняет независимость и гордость и в отношениях с учительницей. Он не принимает подачки и стремится заработать каждую копейку своим мастерством в игре. Сила духа и стойкость героя вызывают уважение.

Герой-повествователь рассказа – мальчик с нелегкой судьбой. Но несмотря на тяжёлое положение всей его семьи, он не забывает о достоинстве и чести, мужественности и об уважении к окружающим. Будучи толковым и самостоятельным не по годам, он способен нести ответственность за свои поступки и проходить через любые тяготы на своём жизненном пути.

Автор: Анастасия Лесникова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *