Речь Еремеевны в пьесе «Недоросль» (Д. И. Фонвизин)

(313 слов) Одним из выразительных средств, через которые Денис Фонвизин раскрывает характер своих героев, является речь. Особенно показателен в этом отношении образ старой няньки Еремеевны. Ее речь не просто передает социальное положение героини, но и становится ключом к пониманию всего внутреннего мира этой забитой, покорной и вместе с тем по-своему преданной женщины.

Еремеевна говорит простонародным, грубоватым языком, изобилующим просторечиями, уменьшительно-ласкательными формами и народными выражениями. Ее слова кажутся неуклюжими, но в них звучит искренняя душа простого человека. Когда она жалуется на свою судьбу:

«По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день», — в этой фразе чувствуется и горькая ирония, и безысходность.

Невольно слышится многолетняя покорность судьбе и хозяевам, а также бессилие перед крепостным произволом.

Речь Еремеевны окрашена интонациями жалобы и страха. Она постоянно оправдывается, кланяется, старается угодить. Ее интонации полны робости: она словно боится каждого слова, сказанного не вовремя. Эта покорность проявляется даже в обращениях — «матушка», «дитя» — где одновременно слышится и нежность, и рабская привычка к унижению. Еремеевна говорит с Простаковой и Митрофаном, как с высшими существами, которых боится и боготворит.

Однако в речи Еремеевны есть и светлые интонации — проявления искреннего чувства любви и заботы. Когда она называет Митрофана «дитем», в ее голосе слышится материнская нежность, которой лишена настоящая мать героя. Но и эта нежность, лишённая разумности, становится лишь продолжением её рабской привязанности. В минуту опасности она готова защищать своего «питомца» с отчаянной решимостью:

«Издохну на месте, а дитя не выдам!» — эти слова звучат не как покорное лепетание, а как вспышка материнского инстинкта, пробившегося сквозь слои страха и холопства.

Таким образом, речь Еремеевны — это живое отражение крепостной России XVIII века. В ней звучит и народная мудрость, и безграничная покорность, и простодушная преданность. Сквозь простоту ее слов проступает трагедия униженного человека, утратившего чувство собственного достоинства. Фонвизин сумел сделать речь Еремеевны не просто бытовой деталью, а художественным средством, через которое раскрываются и социальная несправедливость времени, и человеческая драма маленького, но живого сердца, навеки придавленного произволом господ.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *