Анализ повести «Один день Ивана Денисовича» (А.И. Солженицын)

Одним из главных художественных произведений Александра Исаевича Солженицына является повесть «Один день Ивана Денисовича«. В произведении выдающийся писатель рассказал читателю историю о сибирских буднях жертв сталинских репрессий. Благодаря книге, основанной на личном опыте автора, читатель узнал, какая участь ждала бедных людей, которые не угодили советской власти. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом данного произведения по плану.

История создания

Известно, что с историей появления произведения «Один день Ивана Денисовича» тесно связана лагерная жизнь автора. Александр Солженицын был осужден и обвинён в измене Родины из-за… писем. Да, простых писем, которые направлял своему другу. В них начинающий писатель завуалированно критиковал курс Сталина и мечтал о возвращении страны к линии ленинизма. В ту пору письма с фронта тщательно проверялись. И послания Солженицына дали повод сфабриковать дело. Ему дали 10 лет лагерей.

Идея создания повести у Александра Солженицына появилась в 1950 году. В этот период писатель находился в ссылке в Казахстане. Автору очень захотелось рассказать о своих лагерных буднях. Солженицын понял, что ему будет достаточно описать всего лишь один день, чтобы читатель осознал все те нечеловеческие  условия, в которых он отбывал наказание. Тем более, один день зэка не больно-то отличался от другого.

Работу над созданием своего произведения Александр Исаевич начал лишь спустя девять лет, когда он вернулся из ссылки. Над ним писатель работал на протяжении полутора месяцев.

В 1961 году творение Солженицына попало в руки Твардовского, который на тот момент являлся главным редактором известного журнала «Новый мир». Писатель не указал своего имени, и тогда член редакции А. Берзер написала псевдоним А. Рязанский. Не секрет, что редактор находился под сильным впечатлением от произведения. Правда, опубликовать его было трудно. Советская цензура была неумолима.

Редакция дала совет писателю поменять название произведения. В итоге, рассказ стал называться «Щ-854. Один день одного зэка». Александр Исаевич очень хотел, чтобы его произведение получило успех. В связи с этим он решил отправить свое творение другим писателям, своим коллегам, чтобы они написали отзывы о произведении. При этом Солженицын прекрасно осознавал, что произведение может быть запрещено цензурой, поэтому автор попросил о помощи самого Хрущева. В результате он смог добиться разрешения на публикацию повести. Ведь тогда, в период хрущевской «оттепели», был развенчан культ личности Сталина, благодаря чему люди получили возможность критиковать и осуждать его решения.

Произведение Александра Исаевича «Один день Ивана Денисовича», история создания которого представлена здесь, было опубликовано в 1962 году в журнале «Новый мир». Оно обрело небывалый успех. В газетах и журналах было много отзывов о рассказе. Многие литературные критики считали, что книга «Один день Ивана Денисовича» представляет собой некую разрушительную силу для соцреализма.

Жанр, направление

По велению членов редакции Александр Исаевич назвал свое произведение повестью. Однако в действительности оно может быть названо и рассказом. Об этом свидетельствуют многие черты малого литературного жанра. Среди них можно отметить то, что писатель обращает все свое внимание лишь на одну сюжетную линию, связанную с Шуховым. В книге нет разветвленной системы образов. В нем нет деления на главы или части и описывается всего один день из жизни лагерника.

Однако в книге «Один день Ивана Денисовича» есть и черты, указывающие на жанр повести. Объем велик для рассказа, героев, хоть и не очень подробно описанных, много, и каждая история человека, заключенного в лагерь, имеет самостоятельное значение. Автор дал слишком подробную характеристику одному дню и вышел за рамки рассказа.

Конечно же, свое произведение Александр Солженицын написал в духе реализма. Писатель смог правдиво описать, с какими трудностями сталкиваются заключённые. Он ничего не приукрашивал и не выдумывал, о чем говорят многие люди, имеющие негативный опыт лагерной жизни.

Композиция

Обратим внимание, как устроена композиция повести «Один день Ивана Денисовича»?

  1. В экспозиции читатель знакомится с главным персонажем произведения Иваном Шуховым. Автор рассказывает о непростых условиях проживания заключённых, им приходится каждый день вставать в пять утра, мириться с холодом, голодом, унижением.
  2. Развитие сюжета составляют события, происходящие с главным героем. Здесь писатель рассказывает, как герой произведения мыл полы в надзирательской, собирался на работу, стоял в очереди в столовую и трудился на объекте.
  3. Кульминация заключается в эпизоде, когда Цезарь прячет еду от надзирателей. Здесь главный герой проявляет все свои достоинства и раскрывает характер.
  4. В развязке главный герой, осознавая, что прошёл один из счастливых дней в его лагерной жизни, засыпает.

Главные герои и их характеристика

Главные герои повести «Один день Ивана Денисовича» представлены в списке.

  1. Главным героем произведения является Иван Денисович Шухов. На долю этого человека выпала очень непростая судьба. Главный герой был осужден несправедливо. Он попал в плен и был обвинен в шпионаже в пользу другой страны. Показания из него выбивали побоями. Но Шухов, который жил в ужасных условиях, старался не утратить своих достойных качеств. Писатель показывает, с каким достоинством Иван Денисович переносит все трудности лагерной жизни. Свое спасение главный персонаж видел в честном труде и справедливом отношении к людям. Персонаж брался за любую работу, ведь сидеть без дела было не в его духе. Чтобы облегчить свою участь, Шухов старался заводить полезные для себя знакомства. Так, например, он дружил с Цезарем, ведь он довольно часто получал посылки из дома. Иван Шухов был мастером на все руки. Кому-то он тапочки сошьет, а кому-то — телогрейку. Так он зарабатывал на жизнь и не обременял жену обязанностью присылать ему посылки. Главному персонажу работа приносила удовлетворение, а заключённые искреннее его благодарили. Образ главного персонажа является собирательным, ведь автор в нем отобразил сложную судьбу всего народа.
  2. Андрей Тюрин — сын кулака, который был лишен всего, даже заслуженного военного чина, просто потому, что родился не в той семье. Сильный и опытный бригадир.
  3. Цезарь Маркович — богатый московский режиссер, обвиненный за «неправильный» фильм и критические высказывания в отношении власти. Человек щедрый, умный, справедливый.
  4. Капитан Буйновский — бывший капитан морфлота. Человек образованный и гордый. За эти качества он и пострадал. Пытаясь заступиться за заключенных и вспоминая законы, он получил 10 суток карцера и был обречен на скорую смерть от туберкулеза. Его посадили за то, что на войне ему пришлось помочь английским союзникам.
  5. Алешка — баптист, которого посадили за его религиозные убеждения. Он был тихим и доброжелательным человеком.
  6. Фетюков. Бывший начальник, который не угодил кому-то на своем посту. От него отказались жена и родственники, поэтому он опустился в лагере и морально «сдал». Он готов был на любое унижение ради еды.

Темы

Тематика повести «Один день Ивана Денисовича» может быть дополнена, если Вы напишите в комментариях, чего тут не хватает:

  1. Быт и нравы лагерной жизни — основная тема повести. Автор описал типичный день зэка, рассказав о типах заключенных, их одежде, еде, гигиене, обычаях и склонностях. В каждом абзаце находит отражение ужасная картина бесправия и угнетения.
  2. Человеческое достоинство. Автор обратил внимание на то, что в лагере не ломаются только те люди, которые ставят уважение к себе выше комфорта. Фетюков готов был доставать окурки из плевательницы, рискуя заразиться, лишь бы покурить. А Иван Денисович работал ради того, чтобы купить себе табак, и даже жене не позволял обделять детей, посылая ему еду.
  3. Тяжелая судьба советского человека. Автор показывает, что с момента революции людям стало жить только хуже. Деревня находится в упадке и нищете, город оккупирован бездушными тиранами, которые готовы отправить человека в тюрьму за одно лишь слово или происхождение.
  4. Братство. Люди в бригаде становились одной семьей и могли выжить только сообща. Поэтому каждый в меру сил заботится об интересах своей группы, чтобы поддержать друзей и спасти себя.

Проблемы

Проблематика повести «Один день Ивана Денисовича» не менее злободневна.

  1. В своем произведении Александр Исаевич поднял проблему сталинских репрессий, которая затронула каждую семью. Даже простые люди вроде Ивана, которые всего лишь попали в плен и бежали, становились врагами народа, хотя все показания из них выбивали пытками. Это не один случай, а массовое явление, против которого должен восстать каждый человек, желающий себе и миру добра и процветания.
  2. Центральное место в повести занимает трагическая судьба жертв сталинского режима. Описывая один день, автор сумел рассказать о годах своего заключения, наполненных голодом, лишениями и страхом. Люди были надломлены и унижены несправедливостью и отчаянностью своего положения.
  3. Тюремные порядки. Неоправданная и ненужная жестокость стала доминирующей силой в лагере. Людей морили голодом и холодом, подвергали болезненному влиянию зараженных пространств, даже раздевали на морозе, а чего ради? Все эти меры были бессмысленны и безобразны. Александр Исаевич противопоставил лагерную жизнь реальному миру, где все эти тюремные законы кажутся ужасным недоразумением.
  4. Также в произведении Солженицын поднял нравственную проблематику. В рассказе автор широко раскрыл проблему сострадания, уважения, сохранения лучших качеств в нечеловеческих условиях. Также писатель затронул проблему отношения к труду. Благодаря упорной ежедневной работе Шухов не падал духом и сохранил достоинство и честь.
  5. Особое место в произведении занимает проблема «маленького человека», который своим примером показывает, что ещё остались сильные духом люди, пусть униженные, но не унизившиеся. Они никогда не сломаются под воздействием законов лагерной реальности.

Дополнить этот раздел анализа повести «Один день Ивана Денисовича» по плану Литрекон сможет, если Вы напишите, что еще важно включить в него?

Основная идея

В произведении писатель хотел показать, как рушатся судьбы людей под влиянием политического режима. Александр Исаевич резко критикует сталинские репрессии, показывая, как из-за них страдает народ. Протест против репрессивного курса советского государства — вот смысл повести «Один день Ивана Денисовича». Писатель показал, что тоталитарное правительство наказывает людей без всякой меры и справедливости, чтобы только запугиванием удерживать власть среди тех, кто ее ненавидит, не понимает, но боится. Такая страна обречена на нравственную гибель.

Главная мысль повести «Один день Ивана Денисовича» заключается в том, что бессмысленное издевательство над невиновными людьми больше никогда не должно марать историю страны. Писатель до конца своих дней боролся с неведением и невежеством народа, который даже после гласности и Перестройки не верил в зверство Сталина и его подлой свиты.

Чему учит?

Повесть «Один день Ивана Денисовича» заставляет задуматься о том, как важно сохранять человеческое достоинство и самоуважение даже в минуты лишений и страха. Комфорт не должен стоять выше гордости личности, выше ее морально-нравственных основ. Люди должны ценить свою душу, свою совесть, свои личные границы выше, чем лишнюю порцию еды или табака. Только тогда человек сможет преодолеть испытания достойно и выйти победителем из любой ситуации.

Книга учит также и тому, что народу важно сохранить свое право на инакомыслие и не позволять демагогам и агитаторам отнять у него самобытность мысли и право на критику. С гонений на мнение, с подмены понятий, с манипуляций и лжи начинается тоталитарный ад, в котором все свободы, права и достижения личности будут уничтожены и отняты безжалостным политическим гегемоном. Если мы не хотим судьбы Щ-854, нужно сохранять трезвость мысли и принципиальную позицию, а не менять их на лобстера, который вскоре превратится в лишнюю порцию баланды. Ведь репрессии слепы и коснутся каждого.

Критика

Люди, прочитавшие повесть, были ошарашены и сбиты с толку. Не все знали, как на самом деле живут политзаключенные. Поэтому отзывы читателей были наполнены болью:

Как же я не знал об Иване Шухове? Как мог не чувствовать, что вот в это тихое морозное утро его вместе с тысячами других выводят под конвоем с собаками за ворота лагеря в снежное поле — к объекту? (Владимир Лакшин)

Многие критики писали такие отзывы, чтобы читатель понял: репрессии позади, это всего лишь перегиб и недосмотр. Однако умные люди поняли, что так режимные рецензенты нивелируют остроту поданного материала и хоронят его заживо. Далеко не все заключённые в ту пору вышли из тюрем. А многие, кто вышел, принес домой туберкулёз и другие заболевания, которые уже никак не исправить.

В первой, «парадной» рецензии в «Известиях» («О прошлом во имя будущего») Константин Симонов задавал риторические вопросы: «Чья злая воля, чей безграничный произвол могли оторвать этих советских людей — земледельцев, строителей, тружеников, воинов — от их семей, от работы, наконец, от войны с фашизмом, поставить их вне закона, вне общества?» Симонов делал вывод: «Думается, что А. Солженицын проявил себя в своей повести как подлинный помощник партии в святом и необходимом деле борьбы с культом личности и его последствиями»

Иные писатели бойко обвиняли героя в лживом смирении, рабской сущности и чуть ли не эмоциональной глухоте. Однако они же сами позабыли о том, как молчали все эти годы, зная или догадываясь о репрессивности сталинского режима:

Валентин Катаев называл «Один день…» фальшивым: «не показан протест». Корней Чуковский возражал: «Но ведь в этом же вся правда повести: палачи создали такие условия, что люди утратили малейшее понятие справедливости… <…> …А Катаев говорит: как он смел не протестовать хотя бы под одеялом. А много ли протестовал сам Катаев во время сталинского режима? Он слагал рабьи гимны, как и все».

Но важнее то, что автор получил сотни писем и положительных откликов от простых людей, ставших жертвами или свидетелями тоталитарного ужаса. Они благодарили писателя за честность и справедливость слов, которые осветили важнейшую проблему того времени. Однако нашлись и те, кто хотел стыдливо спрятать «грязные портки» от читателей из других стран. Якобы книга оскорбляет достоинство советских людей и выставляет страну «не в том виде». Плохо то, что мы до сих пор стыдимся не того. Бояться нужно не мнения окружения и не огласки, а самой проблемы, которая не исчезает, если закрыть глаза.

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *