Сочинение: Москва в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(383 слова) С точки зрения общественного конфликта, система образов в комедии «Горе от ума» построена на антитезе «века нынешнего» и «века минувшего». На сцене «век минувший» представляет старая, барская, фамусовская Москва. Изображение города, типичного московского быта, распорядка жизни дано Грибоедовым необыкновенно ярко. Не без причины эта древняя столица существует наряду с пушкинской, лермонтовской, булгаковской Москвой.

Грибоедовская Москва — это характеристика московского дворянства на определённом этапе его развития. Это достаточно замкнутое общество, тот узкий круг людей, в который вхожи только самые высокопоставленные и богатые люди. Они признают только ими сформированную систему ценностей, исповедуют одну религию и ненавидят всех тех, кто выступает против налаженного, привычного образа жизни, кто нарушает покой, размеренный ход привычного существования. Символом этой Москвы выступает один из главных героев пьесы — Павел Афанасьевич Фамусов. Все герои группируются вокруг него, в нём соединены все их жизненные помыслы, принципы, идеалы. Все они похожи, и сами это ощущают: «На всех московских есть особый отпечаток».

Таким образом, «в группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, её рисунок, тогдашний её дух, исторический момент и нравы». (И.А. Гончаров, статья «Мильон терзаний»)

Чем живёт этот город? Хорошее, настоящее образование, как и подлинная культура, фамусовскую Москву не интересует, а серьёзно пугает. Её первостепенные увлечения и потребности — это «обеды, ужины, и танцы», всё это не только для приятного времяпрепровождения, но и для составления нужных знакомств, для поиска выгодных партий, для того, чтобы посплетничать за спиной о своих же знакомых. Город стал представителем и защитником старого крепостнического уклада. Эта, фамусовская, Москва консервативна: по прошествии трёх лет, во время которых город пережил наполеоновское нашествие, вернувшийся Чацкий не нашёл здесь никаких изменений:

«Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два».

Это и ответ на вопрос о том, почему Грибоедов местом действия делает Москву, а, например, не тогдашнюю столицу России — Петербург. В Петербурге не был бы таким насущным и напряжённым конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим», ввиду того, что столица куда быстрее проникается новыми идеями, она не настолько консервативна в своих взглядах.

Но стоит отметить, что в пьесе А.С. Грибоедова изображена только одна Москва — «старая Москва», фамусовская, консервативная, барская. А есть и другая — это Москва Чацкого, князя Фёдора, двоюродного брата Скалозуба. Однако Москва прогрессивно мыслящей части дворянства слишком мала и слишком слаба на тот момент, она не может противостоять фамусовской Москве, столице аристократического, но невежественного и отсталого общества.

Автор: Полина Малыхина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *