Сочинение: Поединок Иешуа и Понтия Пилата (по роману «Мастер и Маргарита»)
(582 слова) Роман великого Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» включает в себя множество актуальных проблем и вопросов. В книге переплетены две сюжетные линии, одной из которой и является повествование романа Мастера, где раскрываются судьбы Иешуа и Понтия Пилата.
Их знакомство начинается с ареста Иешуа, который обвинялся в призыве к разрушению храма. Чтобы разобраться в этом ложном обвинении, Понтий Пилат начал свой допрос. Перед прокуратором Иудеи всплывают новые вопросы: мог ли преступник совершить это, и кто этот человек на самом деле? Га-Ноцри объясняет Понтию Пилоту, что, по его правде, нет на свете плохих и злых, есть люди несчастные, которые были ранены внешними обстоятельствами. Даже самого Понтия Пилата, безжалостного палача Крысобоя и предателя Иуду он называет «добрыми людьми». Также обвиняемый тал толкование недопониманию, которое вынудило доносчиков превратно понять его слова. Иешуа говорил, что в будущем в устаревших храмах, лишенных правды, не будет надобности:
Рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины.
А ведь это совсем не призыв к разрушению храма, и Пилат сразу осознал, что чернь просто не разобралась в метафорическом языке проповедника.
Разобравшись с первым делом Иешуа, Понтий Пилат уже вынес приговор о его невиновности. Но причитав ложный донос от Иуды, где написано, что Иешуа выступает против власти, приводит Понтия Пилата в ярость и, попросив всех удалиться, он остаётся с Га-Ноцри наедине. С этого момента и начинается поединок.
По словам самого Иешуа, Иуда при встрече попросил высказать своё мнение про государственную власть, так как его чрезвычайно интересовал данный вопрос. В ответ Га-Ноцри сказал ему:
«Всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет никакой власти, а настанет царство истины и справедливости».
Понтий Пилат отрицает слова Иешуа, утверждая, что никогда и нигде не было и не будет более великой и прекрасной для народа власти, чем власть императора Тиберия. Был ли прокуратор согласен с Иешуа, или же это страх говорил за него? Ответ кроется в фразе:
«Ты думаешь, я готов занять твоё место?».
Доныне новые взгляды и речи произвели сильное впечатление на Понтия Пилата, однако страх перед властью вынудил его вести себя не по совести, а по личной выгоде и по канону статуса. Пилат понимал, что такие речи могли воспламенить настоящий бунт в оккупированном римлянами городе, и чья голова окажется на плахе первой? Прокуратора, конечно! Кроме того, как и при любой тирании, в Риме все следили за всеми и не забывали о доносах. Если бы Пилат оставил без наказания такого проповедника бунта, то и сам бы занял его место. В этом аспекте положение Пилата перекликается с судьбой советского народа, запуганного авторитарной властью.
«Если бы тебя зарезали перед свиданием с Иудой из Кириафа, было бы лучше», — рассуждает Понтий Пилат, понимая, насколько тяжело ему принять решение. С одной стороны, правда и невиновность пророка, но с другой стороны, понимая, что все его слова с допросы были записаны и могут обернуться против него самого, прокуратор поддается страху и принимает решение пожертвовать другим, а не собой. Несмотря на то, что Понтий Пилат говорит, что не разделяет его мыслей, это ложь, навязанная годами службы. На смертном одре, когда ему явится облик казненного Иешуа, он признается и ему, и себе, что он согрешил. Самый страшный грех – это трусость.
Таким образом, в поединке победил Иешуа, так как правда на его стороне. Власть Тиберия, такая прекрасная и удобная, порабощала людей и не оставляла камня на камне от их достоинства, совести, души. Прокуратор был умен и понимал это не хуже Иешуа, но отказаться от своего статуса не мог — не посмел. Понтий Пилат и Иешуа обсудили темы истины, человека и власти. Однако страх, захвативший прокуратора, подтолкнул его на вынесение смертного приговора Иешуа Га-Ноцри.
Автор: Полина Чернышова