Почему Иуда Искариот предал Христа в повести «Иуда Искариот»? (Л. Андреев)
(421 слово) Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» бросает вызов устоявшимся представлениям об образе главного предателя всех времен и народов. Автор взглянул на Иуду под другим углом и показал его не самые очевидные мотивы. Переосмысленная история вновь побуждает задуматься над тем, что произошло чуть больше двух тысяч лет назад.
Иуда — один из учеников Христа и человек, ответственный за арест учителя. Согласно Библии, Иуда был соблазнен денежной наградой за донос на проповедника. Он продал Христа за 30 сребреников (это всего лишь четыре месяца работы в винограднике — небольшая сумма). Но внимательный читатель уже здесь, в самом начале истории, увидит неувязку: Иуда был казначеем общины Христа и систематически воровал. Ему было не выгодно подставлять Иисуса и лишаться постоянного заработка. Кроме того, после гибели учителя Иуда раскаялся и вернул деньги первосвященникам, значит, они его не очень интересовали. Этот вопрос волновал исследователей не один век. Но в 1970-х годах в Египте была найдена древняя книга (текст получил название «Евангелие от Иуды»), где Иуда был представлен единственным учеником Христа, познавшим тайны Царствия Небесного и предназначения учителя. Художественный взгляд Андреева на тему не лишен исторических оснований: возможно, именно теория писателя ближе всего к истине.
Концепция Андреева состоит в том, что Иуда вовсе не был меркантильным предателем. Он с самого начала понимал учителя лучше других апостолов и стремился внести вклад в его дело. Арест Христа, беда, в которой он оказался, должны были вдохновить людей на подвиги ради веры, вознести учение на новый уровень. Но Иуда просчитался, ведь хотел от окружения учителя слишком многого. Его донос привел не к триумфальному освобождению Христа, не к тому, что его правда разнеслась по миру, а к казни. Хотя и в этом виден промысел Божий: Иисус, судя по его комментариям накануне ареста, знал о планах Иуды и фактически одобрил их. Ведь его мученическая смерть сделала для распространения веры больше, чем исполненная добродетели жизнь. Людям нужно было потрясение для очищения душ, нужна была жертва. И Христос не реализовал бы эту идею без своего самого верного ученика — Иуды. Он один понял необходимость страдания, его созидательную силу.
Даже облик Иуды говорит о том, что он не так прост, как кажется.
Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с черным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мертвенно-гладкая, плоская и застывшая
Двойственность этого человека проявлялась во всем. Напоказ он играл одну роль, а внутри имел совсем другие цели и мотивы. Поэтому библейские трактовки поведения Иуды могут быть лишь одной стороной медали его сложной и многослойной личности. Об изнанке остается только гадать, но версия Андреева выглядит очень убедительной.