Краткое содержание повести «Иуда Искариот» (Л. Н. Андреев)
Многомудрый Литрекон подготовил для Вас краткий пересказ одной истории. «Иуда Искариот» — великое произведение Л. Андреева, которое призывает человека задуматься о жизни и вере. Автор показывает известный сюжет с другой стороны и предлагает найти для себя ответ на вопрос: а не ошиблись ли люди в своем суждении? Это не богословское произведение, а возможность увидеть ситуацию под другим углом. Текст в сокращении вмещает в себя все основные события. Названия глав не из книги, они лишь кратко отражают содержание эпизодов. Приятного просвещения!
Содержание:
Глава I: Описание Иуды
Никто в Иудее не отзывался хорошо об Иуде из Кариота. Иисуса Христа не один раз предупреждали, что этого человека нужно от себя держать на расстоянии. Примечательно, что осуждали его не только добрые и милосердные. Лживые, подлые люди и им подобные так же обвиняли Иуду во многих пакостях и утверждали, что с ним у них ничего общего нет. Иуда гораздо хуже их всех.
Даже внешний облик говорил о коварстве этого человека. Высокий и худощавый, но жилистый, что намекало на некоторую крепкую силу, рыжий иудей почему-то создавал образ болезненного и хилого человека. Даже его череп говорил о недоброжелательности: неровный, бугристый, словно рассеченный топором на четыре части. Лицо Иуды тоже представлялось двумя половинами разного. Одна половина была живая, с морщинками, другая – полностью гладкая.
Люди рассказывали, что детей у этого иудея не было, а жену он бросил давно. Теперь несчастная женщина живет впроголодь, а Иуда много лет ходит по миру, оставляя после себя раздор.
Как и когда Иуда оказался возле Христа, никто из учеников не заметил. Он им не нравился. По поведению иудея, по его заискиваниям было ясно, что с Иисусом он стремится не просто так сблизиться. Есть в этом стремлении что-то нехорошее, что принесет за собой тяжелые последствия. Иисус не стал прислушиваться к советам учеников. Христа всегда влекло к отщепенцам, поэтому он с готовностью принял Иуду.
Иисус сидел со своими учениками, когда пришел Иуда. Христос посадил его рядом с собой. Иоанн, любимый ученик, тут же брезгливо отодвинулся, а другие апостолы в неодобрительном жесте опустили головы. Искариот начал жаловаться на свои недуги, почти плакал от того, что у него болит грудь и больно дышать, а на высоте начинается головокружение.
Иоанн, который изрядно устал от подобной лжи, поинтересовался мнением Петра Симонова на этот счет. Петр же, поймав взгляд Христа, поднялся, быстро приблизился к Иуде. Сказал, что скверное лицо – не беда. Даже в море есть настолько уродливые чудовища, что на них страшно смотреть, однако на вкус они восхитительны. А одной половиной лица Иуда напоминает уродливого осьминога. Его слова немного уняли стеснение других учеников. А видя, что Иисус с доброй усмешкой смотрит на Петра, все по очереди стали подходить к Искариоту, говорить ему ласковые слова, после чего быстро возвращались на свои места. Промолчали только Иоанн и Фома. Последний обдумывал происшедшее и упорно разглядывал учителя и Иуду. Контраст божественной красоты и уродства угнетал Фому и занимал его мысли.
Иуда заметил пристальное внимание Фомы. Улыбнулся ему. Фома продолжал разглядывать. Рыжий иудей почувствовал и другой взгляд, обернулся, и увидел стоявшего позади себя молчаливого Иоанна. Искариот подошел к нему и попросил наградить его добрым словом. Но Иоанн продолжил молчать и внимательно смотреть в глаза герою.
Когда взошла полная луна, Иисус и многие ученики пошли гулять. Иуда видел, как они уходили, и как вернулся Иисус, когда все уже спали. Иуда бодрствовал. Его отвлекали воспоминания.
Глава II: Скандальное поведение Искариота
Шло время, Иуда нашел свое место в этой компании. По поручению Христа он носил денежный ящик, занимался хозяйством и подавал бедным. К его постоянной лжи тоже привыкли и даже находили, что эта ложь добавляет яркие краски в рассказы Искариота, делая их интересными.
По словам Иуды, он знал каждого человека, и у всех был как минимум один дурной поступок. Порой он приписывал известным людям слишком неправдоподобные деяния. Тогда некоторые ученики возмущались. Другие шутливо спрашивали о деяниях родителей Иуды. Рыжий иудей только улыбался и просил уточнить, про какого из его отцов они спрашивают. Это вызывало негодование всех, ведь каждый из них почитал родителей. Иоанн порой надменно интересовался о том, что думает Искариот об учениках Христа. Но Иуда на это только кривлялся в притворном испуге, чем веселил других учеников.
Однажды Петр, который больше всех смеялся над кривляньями иудея, отвел его в сторону и спросил его мнение об Иисусе. Иуда злобно подметил, что если Петр считает Иисуса святым сыном божьим, то у него нет надобности спрашивать мнения того, у кого отец козел. После этого Иуда два дня избегал Петра, который называл рыжего иудея своим другом-осьминогом.
Серьезно относился к Иуде только Фома. Он внимательно слушал все, что говорит Искариот. Чтобы потом обсудить с ним услышанное, требуя доказательств (но и Иуды их не было). Фоме Искариот был любопытен, что создавало некоторые дружественные отношения между ними.
Однажды они заговорили о снах. Фому посещали дурные сновидения и он задумывался: несет ли человек ответственность за них? На что Иуда ответил вопросом на вопрос:
А разве сны видит кто-нибудь другой, а не он сам?
После этого Искариот спокойно уснул, отдаваясь чудовищным и безумным видениям.
Иисус со своими учениками долго странствовал по Иудее. И каждый раз, когда они приближались к селению, Иуда предсказывал беду, убеждая, что люди там плохие. Но почти всегда все выходило наоборот.
Однажды между Фомой и Иудой разгорелся спор по этому поводу. Они вернулись назад, а позже, когда догнали Христа, Фома был унылым. Оказалось, что в селении обвиняли Христа в краже козленка, который потом нашелся. Но даже несмотря на это, люди продолжали порочить имя Христа. После этого случая отношение Иисуса к Искариоту изменилось. Теперь он не улыбался ему, садился спиной, а когда смотрел на него, то словно не видел.
Однажды прогноз Иуды подтвердился. Рыжий иудей просил обойти стороной очередное селение, но его не послушали. Иисуса там едва не закидали камнями. Искариот спас их, устроив перед толпой представление из кривляний и лжи. Иисус с учениками смог незаметно уйти, а толпа даже стала смеяться над убогостью Иуды. Искариот ждал благодарности, но разгневанный Иисус молчал, а его ученики даже не думали подойти к нему. Они смиренно шли позади и гнали от себя Иуду, когда тот к ним подходил.
Лишь Фома разговаривал с Иудой. Но когда он услышал, что Искариот толпе сказал, что Иисус и все ученики его – мошенники, сильно рассердился. Назвал отца Иуды дьяволом. На что Иуда заметил, что если он — сын дьявола, значит, даже демону нужен Иисус, так как Иуда спас его. А нужен ли Иисус своим любимым ученикам? Фома рассердился, испугался и поспешил догнать остальных. Иуда же замедлил шаг, сошел в овраг и ночевал там. Другие ученики еще долго роптали на него.
Глава III: Муки Иуды
Иисус с учениками больше пяти часов шли по горной дороге. Он устал, путники соорудили для него импровизированный шатер и разбрелись в разные стороны.
Ученики состязались, сбрасывая камни с горы. Какой бы большой камень ни бросал Петр, Иуда мог побить его рекорд. Но вот им попался камень, который никто из них не сумел поднять. В итоге Петр, не желая проигрывать Иуде, обратился за помощью к Иисусу. Но тот заметил, что если он поможет Петру, Иуда останется без помощи.
Когда Петр вернулся с этой новостью, ученики снова посмотрели на Искариота, который продолжал пытаться поднять камень. Так открылась ложь о его больной груди. Но никто не думал порицать его за это. Наоборот, дальнейший путь ученики шли дружно, по-доброму посмеиваясь над Иудой. Только Христос не обращал внимания на рыжего иудея. Постепенно ученики перестали смеяться и поравнялись со своим учителем, а Иуда снова шел позади в полном одиночестве.
На ночь путники остановились у Лазаря. Иуда сел со всеми, думая, что о нем снова станут говорить, но ученики думали о своем. Иуда ненадолго вышел, а когда вернулся, Иисус говорил, а у его ног сидела Мария. Иуда замер, а в душе его поднималась тьма. Неожиданно Иисус замолчал и пристально посмотрел в сторону. Матфей же сказал Иуде:
«Смотрящий кротко – помилован будет, а встречающий в воротах – стеснит других».
Ночью Иуда переживал, что Иисус любит кого угодно, но только не его. А ведь он, Иуда, куда красивее и лучше их, к тому же, он спас Христа тогда от толпы, когда другие бежали. Фома пытался вразумить друга. Говорил, что Иуда всегда сквернословит, лжет и изворачивается, так о какой любви может идти речь? Но Иуда не внимал ему. Он знал, что отдал бы всего себя за любовь учителя. Но Иисус любит лжецов и глупцов, а Иуду опасается. Фома счел все сказанное бессвязной руганью. Иуда же, мучаясь от боли и несправедливости, прогнал друга, желая остаться один.
Глава IV: Первый в царствии небесном
Однажды Фома увидел, как Иуда берет больше динариев, чем нужно. Петр разозлился, схватил Искариота и повел его к Иисусу с обвинениями в воровстве. Но Христос только молчал. Раздосадованный Петр ушел, тогда к учителю пошел Иоанн. Он и передал всем решение учителя: пусть Иуда берет все, что хочет. Обвинения беспочвенны. Иоанн поцеловал Иуду в знак раскаяния, за ним повторили другие. Только Фома не стал подходить к другу. Ему нужно было подумать.
Позже Фома признал правоту учителя. Однако Иуда лишь высмеивает его. Говорит, что Фома подобно прочим слепо соглашается с наставником. Он называет Иуду вором, но после слов Иисуса – братом. Разве это правильно? И действительно ли Фома считает верным решением закрыть глаза на поступок человека, который сначала крадет деньги, а затем тратит их на блудницу, которая не ела несколько дней?
Фома снова думает, склоняясь к тому, что в Иуду вселился сатана. Но уже на следующий день меняет свое мнение. Иуда тихо выполняет работу, не говорит плохо о других и внимательно слушает Иисуса. Это заметили все ученики. И даже Иоанн стал мягче по отношению к Искариоту. Только Христос продолжал не замечать рыжего иудея.
Искариот продолжал вести себя кротко и учтиво со всеми. Для каждого из учеников у него находились приятные слова. Чаще он думал и тогда его внешний вид пугал других учеников. До такой степени, что они предпочитали слушать его, даже если это будет ложь.
Как-то раз Иоанн и Петр встали возле Иисуса и снова затеяли спор о том, кто из них будет первым возле Христа. Решили спросить Иуду. Каждый ожидал поддержку от него. Но Иуда ошарашил всех своим заявлением, что первым в царствии небесном будет он. С этими словами Искариот ушел.
Глава V: Предательство
Иуда тайно пришел к первосвященнику Анне. Ему он рассказал все об Иисусе, мешая ложь с правдой. На вопрос о том, не вступятся ли ученики за учителя, когда того схватят, ответил, что трусливые псы на такое не способны. К тому же, они любят его, но мертвого станут любить еще больше, ведь сами станут учителями и никто не спросит с них урок. Поэтому Анна должен лишь казнить Иисуса и ничего ему за это не будет.
Но хитрый Анна не доверял Искариоту, наслышанный о его подвигах. Он знал, что сумеет совершить задуманное, но не хотел рисковать. Боялся. Иуда верно подметил это, первосвященник попросил его уйти, утверждая, что повторной встречи не будет. Но Искариот приходил снова и снова. Наконец Анна предложил ему за предательство Христа тридцать серебреников. Иуда засмеялся. Он спрашивал у Анны, неужели молодость и способность исцелять ничего не стоит? Иуда все наступал на старика, но в какой-то момент отступил, стал льстить и пресмыкаться перед Анной. И на назначенную цену согласился.
Деньги Искариот спрятал под камнем. Дома он увидел изнуренного борьбой с фарисеями Иисуса, его жизнь оценили в тридцать серебреников. Иуда стонал от злости всю ночь.
Теперь Искариот угадывал любое желание Христа, окружал его всевозможной заботой и лаской. Даже стал хорошим другом для Марии Магдалины и прочих женщин, которые всегда были возле Христа. Он даже давал им тихонько денег, чтобы они покупали масла и натирали ноги учителю. Сам он покупал для Христа вино и приносил к нему маленьких детей. Так же он делал все, чтобы Петр и Иоанн развлекали учителя рассказами о Галилее, которую Иисус любил. Позже Иисус благодарно и ласково целовал Петра и Иоанна. Искариот наблюдал за этим с презрением, но без зависти, ведь знал он гораздо больше.
Глава VI: Борьба с собой
С одной стороны, Иуда уже сделал несколько шагов к предательству Иисуса. С другой, он пытался спасти учителя. Всеми силами он пытался переубедить Христа не идти в Иерусалим, но так как тот не слушал, обращался ко всем верующим с просьбой беречь Иисуса. Однако из-за слепой веры в силу Христа слова Искариота никто не воспринимал всерьез.
Иуда даже предложил ученикам вооружиться, но меч взял только Петр. Другие остались недовольны, ведь Иисус пророк, а не военачальник. Тогда рыжий иудей начал у всех верующих спрашивать, любят ли они Христа. Все отвечали утвердительно. Про мечи Иуда говорил с Фомой. Фома утверждал, что они не воины, потому в случае битвы проиграют. Позже ученики припомнили этот разговор и пришли к выводу, что и их смерти желал Искариот, за что проклинали его еще сильнее.
С Марией Магдалиной Искариот говорил о лилии, которую принес для Христа. Она не сказала Иисусу, кто сделал ему такой подарок. Иуду это расстроило. Ее же спрашивал он о тридцати серебрениках, большая ли это сумма, на что Мария отвечала «нет».
В Иерусалиме Христа встречали радостно. Ученики от подобного приветствия были в восторге и праздновали. И больше не боялись за жизнь Христа. Один только Иуда вел себя тихо, чем пугал Фому. Еще больше Фома испугался, когда услышал поздно вечером радостные возгласы Иуды о том, что не будет Иуды и не будет Иисуса. Прошла вечеря, где Христос сказал о предателе. Фома спросил спросил, знает ли Иуда об обманщике, но тот обвинил во всем Фому.
Одним вечером тишину разрезал печальный голос, который вопрошал Господа о своем пути. Это был Иуда. А ученики говорили с Христом. Петр громогласно клялся, что всегда будет рядом. Но Иисус возразил:
«Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от меня».
Глава VII: Арест Христа
Иисусу нужно было на Елеонскую гору, но он медлил. Перед выходом он попросил учеников взять мешок, сумку и меч. Петр указал на два меча, добытых Иудой. Вскоре они отправились на гору. Часть пути учеников преследовал страх. У Гефсиманского сада он отступил. До тех, кто шел недостаточно далеко от Христа, долетели слова Иисуса о том, что все его покинут.
В саду Иисус и несколько учеников прошли вглубь и там сели. Иоанн и Петр говорили о стоимости мяса и спорили о прочих житейских мелочах. Неожиданно Иисус встал, попросил учеников оставаться и бодрствовать, а сам ушел.
Ученики скоро уснули. Разбудил их Христос, сообщив, что «предается сын человеческий в руки грешников». Учеников эти слова взбодрили, они вскочили и увидели, как сквозь чащу к ним приближаются воины. Их проводником стал Иуда. На Иисуса он пообещал указать поцелуем. Иуда подошел к Христу, с болью и тоской в душе поцеловал его в щеку. Никто не слышал крика души Искариота.
Иисуса уже вели солдаты, пока ученики жались в стороне. Петр неуверенно поднял меч, но даже не ранил одного из воинов. Иисус видел это и приказал Петру бросить меч, как тот и поступил. Другие никак не пытались помочь учителю. Только путались под ногами солдат. Воины в итоге разозлились, их ярость обратила всех героев в бегство. Лишь Петр стоял в тени деревьев и позже вышел, чтобы последовать за Иисусом. Он видел и другого человека в отдалении, это бы предатель. Тогда Петр с отвращением приказал ему уйти. Искариот лишь рассмеялся.
Позже Иуда грелся у костра во дворе и услышал, как исполнилось предсказание Иисуса. Недалеко был Петр. Кто-то спрашивал его о Христе, но Петр три раза злобно бросал, что не знает такого. До самой смерти Христа никто из учеников его не показывался рядом. Только Иуда. Их связывало одно страдание, преданного и предателя. Искариот видел, как плетью бьют Христа, как позже солдаты увели его в караульню и жестоко били его уже там.
Искариот несколько раз подходил к окну темницы Христа, потом возвращался к костру. В какой-то момент шум и крики стихли. Искариот обрадовался, подумав, что солдаты поняли, кого они схватили. Самого лучшего человека и сейчас они все выйдут, а впереди будет идти освобожденный Иисус. Но затем страшные крики и звуки ударов возобновились.
Глава VIII: Напрасные надежды
Иуда обрек себя на презрение и ненависть, которые будут длиться тысячелетиями. На него указывали пальцем, но он не обращал внимания. Утром, когда измученного избиениями Христа вывели, Искариот следовал по пятам за пленником, желая лишь все видеть и слышать. Когда Христа вели к Пилату, Искариот все еще надеялся, что сейчас верующие спасут своего пророка, но этого не происходило.
В толпе рыжий иудей увидел Фому и поспешил к нему. Хоть Фома и не хотел видеть Иуду, разговор все же состоялся. Иуда просил Фому собрать толпу и с ней потребовать отпустить Иисуса, тогда его послушают. Но Фома испугался и поспешил оправдаться: разве могут они осудить невиновного? Разве не придется им отвечать перед истинным Судьей. Иуда на это болезненно рассмеялся.
Пилат вывел Иисуса к народу. Иуда понял, что это конец, что сейчас они все поймут. Но народ безропотно молчал. Пилат не нашел никакой вины. Но тогда народ закричал:
«Смерть ему! Распни его! Распни его!»
В Иуде расцветает надежда. Пилат молчал и с отвращением смотрел на людей. Ведь он все понял. Вот он просит воды, умывает и так чистые руки и провозглашает:
«Неповинен я в крови праведника этого!»
Дальше показывает Пилат свои руки народу, как к нему в ноги что-то падает. Это Иуда на коленях целует ему руку. Пилат с омерзением отпихивает Иуду. Искариот падает, но поднимается с благоговением. Ведь сейчас люди увидят крест и гвозди и все поймут. Иисуса повели на казнь. Иуда не отстает и идет следом, даже догоняет Христа, чтобы шепнуть ему, что он рядом.
Подвели Иисуса к кресту. Искариот всматривается в толпу, но не видит там апостолов. Когда тело Христа стали приколачивать к доскам, рыжий иудей закрыл глаза и только слушал. Он до последнего верил, что люди спасут Христа, но они молчали.
Сбылась ужасная и прекрасная мечта Искариота. Иудей холодно посмотрел на тело учителя и пошел прочь твердыми, уверенными шагами. Иуда лишь сказал матери Иисуса, что с ней долго будут плакать прочие матери, до тех пор, пока Христос с Иудой не уничтожат смерть.
Глава IX: Предательство апостолов
Искариот пришел к синедриону, постоянно кашляя и льстиво улыбаясь. На Иуду люди смотрели, как на самого мерзкого червя. Искариот же в привычной манере представился, стал говорить, что сумма, которую он получил, вполне достаточная. Но когда Искариота начали гнать, в один миг с него слетело притворство. Притворство, за которым он прятался всю жизнь. Теперь он смотрел прямо, спокойно, и не было в его взгляде ни лести, ни услужливости. Но высокопоставленные чины этого не заметили. Иуда поинтересовался, знают ли они, кого распяли, и они ответили, что знают.
Искариот решает раскрыть им страшную тайну: он сдал им невиновного. Иисус был прекрасным человеком, а Иуда их обманул. Сказав это, Иуда ждет. Но чиновники кажутся абсолютно безучастными. Тогда Искариот закричал, что не Христа он предал, а всех их позорной смерти. И если звери узнают о цене за жизнь Иисуса, то разорвут их. Если скажет морю, то оно утопит их. Иуда расплакался. Анна, глядя на него, кинул ему еще мешок с деньгами. Но все монеты кидал Иуда в лица судьям Христа.
Ученики прятались и опасались преследования. Здесь же была Мария Магдалина и пыталась утешить Иоанна, который больше всех переживал смерть учителя. В дом вошел Иуда. Искариот же назвал их «холодными убийцами» и спросил, где Иисус. Фома сказал, что Иуда и сам знает о том, что Христа распяли. Тогда Искариот спросил с них, а где же они были, когда это злодеяние происходило, на что верные ученики своего невинно убиенного учителя лишь бормотали невнятное. Спрашивали, а что они могли сделать? Искариот презрительно фыркнул. Разве отец, когда сын его тонет, спрашивает у прохожих о действии? Нет, он прыгает в воду. Так и тот, кто любит, не думает, а делает.
Иоанн попытался грубо прервать Искариота, но тот ему не позволил. Ведь от Иоанна пойдет род слепцов и лжецов. Не Иисус своей жертвой взял на себя грех человечества, а ученики совершили подлое предательство. Скоро они будут лобызать распятие Иисуса.
Искариота все пытались вразумить, но он продолжал спрашивать. Спрашивал, разве Иисус, запрещая им убивать солдат, запрещал им умирать за него? Почему они не бились за него до смерти своей, а продолжают ходить и дышать? Тут Иуда увидел остатки еды на столе. Петр и ел, и спал, горе ему не мешало.
Теперь Фома попытался донести истину до Иуды: если бы они умерли, кто бы поведал народу об Иисусе? Но и здесь Искариот нашелся с ответом. Ведь какова ценность слов предателей? Насколько они правдивы? Иуда проклял учеников. Они осыпали его проклятиями в ответ. Только Петр промолчал. Иуда спросил, кто пойдет с ним к Иисусу, вызвался Петр. Но другие ученики остановили его, ведь нельзя следовать за предателем.
Герой давно знал, где прервет свою жизнь после ухода Христа. На горе одиноко стояло засохшее дерево с кривыми петлями. По дороге к нему он думал, что без ропота отправится даже в ад, если Христос его не простит.. Герой дошел до дерева, накинул петлю, попросил Христа встретить его ласково и прыгнул. Веревка выдержала, не оборвалась. Оборвалась жизнь Иуды из Кариота.
Тело Иуды провисело всю ночь. Утром его нашли. Но когда узнали в нем предателя, то кинули мертвого Иуду в овраг к прочей падали. Уже вечером в Иерусалиме знали все о мерзком предательстве Искариота. И сколько времени бы не прошло, все люди, добрые и злые, будут помнить Искариота, как самого ужасного предателя. Такова его жестокая участь.
Автор: Елизавета Гориславец