Сочинение: Правдоискатели в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)
(525 слов) В своей самой известной поэме «Кому на Руси жить хорошо» великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов задается вопросом: кого на Руси можно назвать счастливым человеком? Чтобы найти ответ, он отправляет семерых временнообязанных мужиков в дальнюю дорогу по всей стране.
Образы этих семерых мужиков довольно условны: по сравнению со многими другими героями поэмы они не обладают индивидуальными характеристиками. Вдобавок число странников (их ровно семь) является символичным для русского фольклора. Всё это позволяет сделать вывод о том, что каждый из мужиков является лишь частью образа коллективного «счастьеискателя». Место, к которому герои принадлежат, также носит условный характер и восходит ко всему пространству Руси. Об этом свидетельствуют «говорящие» названия деревень:
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова, –
Неурожайка тож
С помощью введения этих названий автор показывает: общая атмосфера нищеты характерна для тех мест, в которых обитают главные правдоискатели этой поэмы.
Однако правду в поэме ищут и другие герои. Ермил Гирин – пример персонажа, который путем проб и ошибок постиг: истина не в личном счастье, а в счастье народа. Он начинает свою карьеру писарем, потом на сходе крестьян его выбирают бурмистром. Отступив от правды при спасении от рекрутчины «меньшого брата Митрия», он кается перед народом, получает прощение и оправдывает его доверие в борьбе за мельницу с купцом Алтынниковым. Все пожертвованные крестьянами деньги Ермил честно возвращает, за исключением того рубля, на который не нашлось хозяина. Ермил ищет правду и понимает: она в том, чтобы не ждать, пока народ станет счастлив, а самому делать его счастливым и заступаться за него.
Яким Нагой – другой правдоискатель в поэме. Он защищает крестьянскую честь перед лицом тех, кто распространяет о народе дурное мнение. Когда загорается изба Якима, он первым делом выносит из огня не свои сбережения, а лубочные картинки, которые покупал для сына. Жена же его спасает иконы. Так и сгорают все деньги семьи – тридцать пять целковых. Этот поступок как нельзя лучше свидетельствует о духовности Якима Нагого, представителя русского народа, не ставящего на первое место материальные ценности.
Савелий, «богатырь святорусский», также проходит долгий путь поиска правды. На одном из этапов этого пути герой совершает бунт: вместе с другими мужиками Савелий закапывает заживо в землю управляющего-немца. Спустя время, когда герой возвращается с каторги, он становится невольным виновником гибели своего внука Демушки и отправляется странствовать. Савелий находит свой путь к правде и кается, после чего умирает, дожив до «ста семи годов».
Матрена Тимофеевна, жена внука Савелия, также претерпела много лишений на своем жизненном пути. Она прошла почти через все испытания, которые только могут выпасть на долю крестьянки: семейный «ад» в доме мужа, страшная гибель ребенка, публичное наказание по прихоти самодура-помещика. Она не сдается и не бунтует, а продолжает терпеть. Правда, которую находит Матрена Тимофеевна, заключается в словах святой странницы о том, что «ключи от счастья женского» потеряны.
Последним в череде правдоискателей поэмы становится Гриша Добросклонов. Он вырастает в семье дьячка, живет обычной жизнью крестьянина, с помощью односельчан поступает в семинарию и твердо решает стать народным заступником. Счастливым герой предстает в тот момент, когда сочиняет «песню новую». Счастье творчества, находящего отклик у народа, становится последним, окончательно найденным финалом некрасовской поэмы.
Таким образом, героев, находящихся в поиске правды, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» множество, и всех их объединяет понимание того, что счастье заключается в терпении и народном заступничестве.
Автор: Ромазан Самодинов