Сочинение по фрагменту поэмы «Полтава»

(546 слов) Поэма А.С. Пушкина «Полтава» посвящена важному историческому событию — Полтавской битве 1709 года. Именно это сражение определило исход Семилетней войны и закрепило позиции молодой империи на западных границах. Основу сюжета составляет предательство Мазепы — личное (по отношению к Кочубею) и государственное (по отношению к Петру Первому). Но кульминацией повествования является сцена Полтавской битвы, в ходе которой свершается та «святая месть», которую забрал с собой в могилу Кочубей. Этот фрагмент запоминается читателю, ведь он очень эмоционален.

Описание баталии красочное и реалистичное. Заря еще не встала, а уже «грохочут пушки». Утренние лучи пронизывают пороховой дым. 

Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.

В авторском изложении событий преобладают глаголы. Этот прием позволяет создать более динамичное повествование и лаконично описать увиденное. В пылу военных действий нельзя позволить себе лишних слов. Краткость передает напряжение битвы. Также Пушкин вводит в описание специфические слова: конница, пехота, окопы, штыки — все это создает эффект погружения в атмосферу жаркой схватки двух армий. Еще убедительнее звучат фамилии реальных военачальников того времени:

Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкой Шлипенбах.
Тесним мы шведов рать за ратью;
Темнеет слава их знамен,
И бога браней благодатью
Наш каждый шаг запечатлен.

Успех русской армии объясним теми жестокими «уроками», которые шведы преподали Петру Первому в сражении под Нарвой. Император сделал выводы и внес существенные коррективы в армейский уклад. Теперь его полки были спокойными и маневренными, никто не был растерян и напуган. Дружины врага отбиты «пальбой» — это значит, что царь позаботился и о вооружении своих людей. Он все продумал и показал сопернику, что русские долго запрягают, но быстро едут. Лучше всего этот настрой передал емкий, но красноречивый призыв Петра: «За дело, с Богом!». 

Важно отметить, какой пример император подал своей армии. Он был энергичен, его глаза сияли, а голос был «свыше вдохновенный». Его лицо внушало страх, но было прекрасно, ведь излучало уверенность в победе. Даже конь гордился «могучим седоком». Читатель невольно сравнивает Петра с Карлом, который молчалив, вял и растерян. Он направил свои войска «слабым манием руки» и даже не смог встать им навстречу, ведь накануне получил ранение. Этот настрой переняла и его армия, которая не ожидала встретить сильный отпор.

В полдень стихла музыка битвы, ведь полдневный жар был нестерпим. Но после появления Петра в войсках наметилось оживление. Грянул ближний бой. Отряды конницы смешались в смертельном танце. Груды тел заполонили поле.

Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.

Чтобы погрузить читателя в атмосферу жаркого противостояния, автор использует звукопись, повторяя рычащие звуки. Мы как будто слышим лязг сабель и грохот артиллерии. Быстрое перечисление того, что составляет музыку войны, усиливает напряжение. С ним контрастирует спокойствие вождей. Оно мнимое, но необходимое, ведь солдаты и офицеры равняются на своих повелителей и не должны увидеть ни следа волнения на их лицах. Зато очень выразительно лицо Палея — врага Мазепы, вернувшегося из ссылки. Ярость отражается на нем, ведь он увидел Мазепу. Предатель не найдет жалости в русских рядах. Его едва не убил казак, который мечтал отомстить за позор Марии. Личная драма Мазепы вышла на поле боя.

Сцена полтавского боя завершается триумфальным угощением в царском шатре. Петр делает благородный жест и приглашает знатных пленников к себе. Он благодарен своим «учителям», но не прощает предателя Мазепу. Победа России поставила крест на амбициях гетмана и доказала врагам, что с ней нужно считаться, иначе разгром неминуем.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *