План сочинения по поэме «Полтава» (3 варианта)
Поэма А. С. Пушкина «Полтава» занимает особое место в творчестве поэта как синтез истории и поэзии. Автор обращается к судьбоносным событиям начала XVIII века — борьбе России со шведами и измене гетмана Мазепы. В центре произведения — не только Полтавская битва, но и великие человеческие характеры, воплощающие разные силы эпохи: Петр I — гений государства и воли, Мазепа — олицетворение измены и личного честолюбия, народ и судьбы Украины — поле столкновения этих идей. Через судьбы героев Пушкин раскрывает идею неразрывности личного и исторического, торжества долга над страстью, истины над коварством. Понять эту книгу лучше помогут анализ, читательский дневник и план. Приятного просвещения!
Образ Петра Первого
План сочинения по поэме «Полтава» поможет раскрыть образ Петра Первого:
-
Вступление.
Величие эпохи Петра I в русской истории и в поэме Пушкина.
— «Была та смутная пора, когда Россия молодая… мужала с гением Петра». -
Петр как символ новой России.
— Образ царя связан с идеей государственного обновления, силы и единства.
— «О, Петр! он в битве грозной славен, как буря, ясен, как рассвет». -
Противопоставление Петру — Мазепы.
— Один служит Отечеству, другой — себе.
— Мазепа хитрит и предает, Петр действует открыто и решительно. -
Петр — воин и правитель.
— Он сам в гуще боя, его присутствие вдохновляет войска.
— Пушкин показывает не тирана, а героя, объединяющего народ. -
Нравственная сила и человечность царя.
— Петр способен и на прощение, и на суровость во имя правды.
— Его величие основано не на страхе, а на убеждении в служении Родине. -
Заключение.
— В поэме Пушкин создает идеальный образ государя — воплощение силы, ума и долга.
— Через фигуру Петра утверждается идея торжества истории над мятежной страстью.
Историческая основа поэмы «Полтава»
Это сложная тема, но план поможет расставить все точки над i.
-
Вступление.
— «Полтава» — историческая поэма, основанная на событиях Северной войны 1700–1721 гг.
— Пушкин соединяет достоверность фактов с поэтическим осмыслением эпохи. -
Исторический фон произведения.
— Противостояние России и Швеции: путь Карла XII к Москве.
— Украина — поле борьбы за влияние между Петром I и шведским королем. -
Фигура Мазепы в реальной истории.
— Гетман изменил Петру и перешел на сторону Карла XII.
— Пушкин использует факт измены как символ морального падения. -
Полтавская битва — кульминация исторической темы.
— Сражение представлено как судьбоносный поворот истории.
— Величие Петра и стойкость русского народа — источник победы. -
Художественное переосмысление фактов.
— Пушкин не просто рассказывает историю, а создает эпос национального духа.
— Рядом с документальной точностью — лиризм и психологизм образов. -
Идея автора.
— История показана как победа нравственного начала над хаосом страстей.
— Полтавская битва становится символом укрепления России. -
Заключение.
— Историческая основа у Пушкина превращается в поэзию народной судьбы, где правда истории и сила искусства едины.
Образ Мазепы
Одна из самых интересных тем — образ Мазепы.
-
Вступление.
— Мазепа — центральная и противоречивая фигура поэмы.
— В нем соединены ум, воля, хитрость и разрушительная страсть. -
Исторический и литературный двойник.
— В истории — гетман, изменивший Петру; в поэме — символ зла и коварства.
— Пушкин противопоставляет Мазепу Петру I как моральную антиподность. -
Любовь Мазепы и Марии.
— «Но чувства в нем кипят, и вновь / Мазепа ведает любовь» — страсть старика становится греховной.
— Его любовь — проявление эгоизма и гордыни, а не чувства. -
Двойственность натуры.
— Снаружи — добродушный старец, в душе — «дума мятежная и злая».
— «Он не ведает святыни, не любит ничего» — характеристика от автора. -
Измена Отечеству.
— Мазепа ведет тайные переговоры с Карлом XII, готовя мятеж.
— Его коварство губит не только Родину, но и судьбу Марии и ее семьи. -
Падение героя.
— В конце поэмы Мазепа остается один, преданный и проклятый.
— Его победы и власть превращаются в прах. -
Авторская оценка.
— Пушкин осуждает героя не только за политическую измену, но и за моральное разложение.
— Через Мазепу показано, как страсть и гордыня ведут к гибели личности. -
Заключение.
— Образ Мазепы — воплощение разрушительной силы, противостоящей разуму и долгу.
— В противопоставлении ему раскрывается величие Петра и исторической правды России.
