План поэмы «Полтава» (А.С. Пушкин)
Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава» — одно из самых масштабных произведений поэта, в котором исторические события соединяются с трагедией личных судеб. В центре первой песни — драма любви Марии Кочубей и Мазепы, переходящая в семейную катастрофу и политическое предательство. На фоне судьбы героини и ее отца разворачивается историческая панорама начала XVIII века: противостояние Украины, России и Швеции, приближение грозной Полтавской битвы. Пушкин раскрывает гибельность страстей и измен, противопоставляя человеческие чувства — долгу и Отечеству. Многомудрый Литрекон сделал не только план, но и анализ и краткое содержание. Приятного просвещения!
Содержание:
Вариант 1
Цитатный план поэмы «Полтава» по художественным эпизодам и ключевым цитатам:
-
Богатство и гордость Кочубея.
«Богат и славен Кочубей. / Его луга необозримы…» — поэт вводит образ знатного и могущественного старшины. Главная гордость Кочубея — «прекрасной дочерью своей / гордится старый Кочубей». -
Красота и добродетель Марии.
«Она свежа, как вешний цвет… стройна, как тополь киевских высот…» — идеальный образ украинской красавицы. «Девицей скромной и разумной / прославилась она» — сочетание внешней и духовной чистоты. -
Сватовство гетмана. «За ней сам гетман сватов шлет» — поворот сюжета: к юной Марии сватается старый Мазепа.
-
Возмущение матери и ужас семьи. «Бесстыдный! старец нечестивый!» — мать не может смириться с позорной связью крестницы с гетманом.
-
Побег Марии. «На третий день ее светлица опустела…» — бегство героини к Мазепе.
-
Позор и отчаяние родителей. «Она в объятиях злодея!» — страшная молва потрясает Кочубея и его дом.
-
Разоблачение тайной любви. «Зачем она лишь гетману внимала… зачем певала те песни, кои он слагал…» — раскрытие прошлого.
-
Гнев и решимость отца. «Он может мщением отца постигнуть гордого злодея» — Кочубей решает мстить.
-
Историческая вставка: Россия и Швеция. «Была та смутная пора, когда Россия молодая… мужала с гением Петра» — переход от личного к национальному.
-
Тайная измена Мазепы. «Украйна глухо волновалась… но старый гетман оставался послушным подданным Петра» — двойственная позиция.
-
Характер гетмана. «Он умеет самовластно сердца привлечь и разгадать» — образ хитреца и лицемера.
-
Решимость Кочубея донести царю. «Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — судьбоносный шаг отца.
-
Планы Мазепы и езуита. «Мятеж народный учреждает и шаткой трон ему сулит» — заговор против России.
-
Донос и его неудача. «Царь Иуду утешал» — трагическая ирония: Петр не верит правде.
-
Коварство гетмана. «С кровожадными слезами… их казни требует злодей» — двойное предательство: личное и политическое.
-
Трагическая судьба Марии. «Краса черкасских дочерей… не знаешь ты, какого змия ласкаешь на груди своей» — поэт оплакивает падшую героиню.
Вариант 2
План по темам: любовь — предательство — государство.
-
Мир богатства и покоя.
«Богат и славен Кочубей» — идиллия Полтавы до вторжения страсти. -
Любовь как испытание.
«Но чувства в нем кипят… Мазепа ведает любовь» — старик не может справиться со страстью. -
Конфликт поколений и морали.
«Бесстыдный! старец нечестивый!» — столкновение чистоты и безнравственности. -
Падение Марии.
«Она забыла стыд и честь» — нравственное падение как трагедия души. -
Месть отца.
«Он может возмутить Полтаву… но замысел иной волнует сердце Кочубея» — месть принимает политический облик. -
Исторический фон.
«Была та смутная пора, когда Россия молодая…» — национальное испытание становится параллелью семейному. -
Двурушничество Мазепы.
«Как он умеет самовластно сердца привлечь…» — личная ложь гетмана переходит в государственную измену. -
Донос и предательство.
«Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — акт правды, который будет извращён. -
Реакция Петра.
«Царь Иуду утешал» — трагическая слепота власти. -
Разоблачение зла.
«Их казни требует злодей…» — торжество коварства. -
Падшая героиня.
«Ты мать забыть для них могла… тебе приятен твой позор» — любовь как проклятие.
Вариант 3
План по внутренним линиям: драма героини, драма отца, драма истории.
I. Драма героини
-
«Она свежа, как вешний цвет…» — чистота и юность.
-
«За ней сам гетман сватов шлет» — роковая любовь.
-
«Она забыла стыд и честь…» — падение, соединение с Мазепой.
-
«Мария, бедная Мария… не знаешь ты, какого змия ласкаешь на груди» — духовное ослепление.
II. Драма отца
-
«Богат и славен Кочубей» — могущество и честь.
-
«Какой позор!…» — отцовская боль и гнев.
-
«Он может возмутить Полтаву… но замысел иной» — желание мщения.
-
«Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — отчаянный шаг.
-
«Царь Иуду утешал» — гибель правды и веры.
III. Драма истории
-
«Когда Россия молодая мужала с гением Петра» — эпоха перемен.
-
«Украйна глухо волновалась» — народ и смута.
-
«Мазепа козни продолжает» — измена отечества.
-
«Он не ведает святыни, не любит ничего» — образ злого гения эпохи.
Вариант 4
Вот самый краткий план поэмы «Полтава»:
-
Богатство и гордость Кочубея.
-
Красота и чистота Марии.
-
Любовь Мазепы к крестнице.
-
Отчаяние матери, бегство дочери.
-
Позор семьи и решимость мстить.
-
Россия и Швеция: исторический фон.
-
Тайные замыслы Мазепы.
-
Донос Кочубея и неверие Петра.
-
Коварство гетмана и гибель праведных.
-
Трагедия Марии — духовное падение и ослепление любовью.
