План поэмы «Полтава» (А.С. Пушкин)

Поэма Александра Сергеевича Пушкина «Полтава» — одно из самых масштабных произведений поэта, в котором исторические события соединяются с трагедией личных судеб. В центре первой песни — драма любви Марии Кочубей и Мазепы, переходящая в семейную катастрофу и политическое предательство. На фоне судьбы героини и ее отца разворачивается историческая панорама начала XVIII века: противостояние Украины, России и Швеции, приближение грозной Полтавской битвы. Пушкин раскрывает гибельность страстей и измен, противопоставляя человеческие чувства — долгу и Отечеству. Многомудрый Литрекон сделал не только план, но и анализ и краткое содержание. Приятного просвещения!

Вариант 1

Цитатный план поэмы «Полтава» по художественным эпизодам и ключевым цитатам:

  1. Богатство и гордость Кочубея.
    «Богат и славен Кочубей. / Его луга необозримы…» — поэт вводит образ знатного и могущественного старшины. Главная гордость Кочубея — «прекрасной дочерью своей / гордится старый Кочубей».

  2. Красота и добродетель Марии.
    «Она свежа, как вешний цвет… стройна, как тополь киевских высот…» — идеальный образ украинской красавицы. «Девицей скромной и разумной / прославилась она» — сочетание внешней и духовной чистоты.

  3. Сватовство гетмана. «За ней сам гетман сватов шлет» — поворот сюжета: к юной Марии сватается старый Мазепа.

  4. Возмущение матери и ужас семьи. «Бесстыдный! старец нечестивый!» — мать не может смириться с позорной связью крестницы с гетманом.

  5. Побег Марии. «На третий день ее светлица опустела…» — бегство героини к Мазепе.

  6. Позор и отчаяние родителей. «Она в объятиях злодея!» — страшная молва потрясает Кочубея и его дом.

  7. Разоблачение тайной любви. «Зачем она лишь гетману внимала… зачем певала те песни, кои он слагал…» — раскрытие прошлого.

  8. Гнев и решимость отца. «Он может мщением отца постигнуть гордого злодея» — Кочубей решает мстить.

  9. Историческая вставка: Россия и Швеция. «Была та смутная пора, когда Россия молодая… мужала с гением Петра» — переход от личного к национальному.

  10. Тайная измена Мазепы. «Украйна глухо волновалась… но старый гетман оставался послушным подданным Петра» — двойственная позиция.

  11. Характер гетмана. «Он умеет самовластно сердца привлечь и разгадать» — образ хитреца и лицемера.

  12. Решимость Кочубея донести царю. «Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — судьбоносный шаг отца.

  13. Планы Мазепы и езуита. «Мятеж народный учреждает и шаткой трон ему сулит» — заговор против России.

  14. Донос и его неудача. «Царь Иуду утешал» — трагическая ирония: Петр не верит правде.

  15. Коварство гетмана. «С кровожадными слезами… их казни требует злодей» — двойное предательство: личное и политическое.

  16. Трагическая судьба Марии. «Краса черкасских дочерей… не знаешь ты, какого змия ласкаешь на груди своей» — поэт оплакивает падшую героиню.

Вариант 2

План по темам: любовь — предательство — государство.

  1. Мир богатства и покоя.
    «Богат и славен Кочубей» — идиллия Полтавы до вторжения страсти.

  2. Любовь как испытание.
    «Но чувства в нем кипят… Мазепа ведает любовь» — старик не может справиться со страстью.

  3. Конфликт поколений и морали.
    «Бесстыдный! старец нечестивый!» — столкновение чистоты и безнравственности.

  4. Падение Марии.
    «Она забыла стыд и честь» — нравственное падение как трагедия души.

  5. Месть отца.
    «Он может возмутить Полтаву… но замысел иной волнует сердце Кочубея» — месть принимает политический облик.

  6. Исторический фон.
    «Была та смутная пора, когда Россия молодая…» — национальное испытание становится параллелью семейному.

  7. Двурушничество Мазепы.
    «Как он умеет самовластно сердца привлечь…» — личная ложь гетмана переходит в государственную измену.

  8. Донос и предательство.
    «Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — акт правды, который будет извращён.

  9. Реакция Петра.
    «Царь Иуду утешал» — трагическая слепота власти.

  10. Разоблачение зла.
    «Их казни требует злодей…» — торжество коварства.

  11. Падшая героиня.
    «Ты мать забыть для них могла… тебе приятен твой позор» — любовь как проклятие.

Вариант 3

План по внутренним линиям: драма героини, драма отца, драма истории.

I. Драма героини

  1. «Она свежа, как вешний цвет…» — чистота и юность.

  2. «За ней сам гетман сватов шлет» — роковая любовь.

  3. «Она забыла стыд и честь…» — падение, соединение с Мазепой.

  4. «Мария, бедная Мария… не знаешь ты, какого змия ласкаешь на груди» — духовное ослепление.

II. Драма отца

  1. «Богат и славен Кочубей» — могущество и честь.

  2. «Какой позор!…» — отцовская боль и гнев.

  3. «Он может возмутить Полтаву… но замысел иной» — желание мщения.

  4. «Донос на гетмана злодея царю Петру от Кочубея» — отчаянный шаг.

  5. «Царь Иуду утешал» — гибель правды и веры.

III. Драма истории

  1. «Когда Россия молодая мужала с гением Петра» — эпоха перемен.

  2. «Украйна глухо волновалась» — народ и смута.

  3. «Мазепа козни продолжает» — измена отечества.

  4. «Он не ведает святыни, не любит ничего» — образ злого гения эпохи.

Вариант 4

Вот самый краткий план поэмы «Полтава»:

  1. Богатство и гордость Кочубея.

  2. Красота и чистота Марии.

  3. Любовь Мазепы к крестнице.

  4. Отчаяние матери, бегство дочери.

  5. Позор семьи и решимость мстить.

  6. Россия и Швеция: исторический фон.

  7. Тайные замыслы Мазепы.

  8. Донос Кочубея и неверие Петра.

  9. Коварство гетмана и гибель праведных.

  10. Трагедия Марии — духовное падение и ослепление любовью.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *