Петр Первый — символ новой России в поэме «Полтава» (А.С. Пушкин)
(393 слова) Поэма А.С. Пушкина «Полтава» посвящена важнейшему историческому событию эпохи Семилетней войны — полтавской битве. Именно бой Петра 1 и Карла 12 является кульминационной точкой развития сюжета. Кочубей отмщен изгнанием Мазепы, справедливость торжествует. Роль триумфатора досталась царю-реформатору, сумевшему извлечь ценные уроки из поражения под Нарвой. Петр Первый стал символом новой России, которая может дать отпор врагу и отстоять свои границы.
Была та смутная пора,
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Эти строки отражают дух времени. Автор подметил главную историческую тенденцию начала 18 века в России. Но почему Пушкин назвал нашу древнюю страну «молодой»? Смысл эпитета состоит в том, что Россия лишь начинала свой путь в роли империи. Если до правления Петра она переживала кризис за кризисом, то его восшествие на престол изменило статус страны. «Окно в Европу» было открыто вовсе не для проветривания. Оно ознаменовало выход России на новые рубежи. Она вступила в большую европейскую политику и стала влиять на все процессы, происходящие в этом регионе. Именно поэтому велась ожесточенная Семилетняя война: Петру необходимо было закрепиться на западных границах и создать долгосрочные экономические, дипломатические, научные связи с Европой. Даже кровопролитные «уроки» шведского «палладина» шли на пользу Петру, который любил и умел учиться.
И злобясь видит Карл могучий
Уж не расстроенные тучи
Несчастных нарвских беглецов,
А нить полков блестящих, стройных
Послушных, быстрых и спокойных,
И ряд незыблемый штыков.
Новая Россия научилась защищать свои интересы. Но не только эта перемена делает правление Петра таким значимым и прогрессивным. В русской литературе тема поиска правды является вечной. Многие герои сломали копья о непроходимость дороги к правосудию на Руси. Пушкин тоже описал такую попытку: Кочубей жалуется царю, ищет справедливости, но получает лишь пытки, позор и казнь. Однако Петр, в отличие от многих власть имущих, умеет признавать свои ошибки. Когда он узнает, что Мазепа предал его, он немедленно возвращает из ссылки семьи врагов гетмана и возвращает им былое положение, компенсируя нанесенный ущерб.
Он с ними слезы проливает.
Он их, лаская, осыпает
И новой честью и добром.
Конечно, Кочубей не добился правды, но хотя бы его вдова получила утешение, когда честь фамилии была восстановлена. А это значит, что новая Россия при Петре становится гуманнее и внимательнее к судьбам простых людей, ставших жертвами обстоятельств.
Таким образом, Петр Первый изменил Россию не только в военном и политическом смысле, но и в социальном и духовном. Вместе с имперским величием в страну приходит порядок, который дает людям не только обязанности, но и незыблемые права.