Пантелей Прокофьевич Мелехов в романе «Тихий Дон» (М.А. Шолохов)
(363 слова) В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Пантелей Прокофьевич Мелехов предстает как глава крепкой, казачьей семьи, человек старого уклада, патриарх в полном смысле слова. Его образ — это символ ушедшего мира, основанного на традиции, авторитете отца и силе хозяйского слова. Но вместе с тем он — жертва разрушительной эпохи, не способная справиться с переменами, пришедшими с революцией и войной.
Старик Мелехов — человек горячего нрава. Его вспышки гнева вспоминаются с тревогой: он способен опрокинуть мебель, ударить жену, сломать всё вокруг. За этой яростью скрывается упрямая, непреклонная натура, привыкшая к доминированию. Именно таким он был всегда: в молодости отличался крепким телосложением, выносливостью, джигитовкой покорял сердца. Его бурная молодость оставила след и на судьбе его жены Ильиничны, которая многое стерпела за годы совместной жизни.
«…в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою <…> жену.»
Пантелей неграмотен, но это не мешает ему оставаться центром семейного уклада. Он искренне верит в силу традиции, почитает генералов, строго относится к дисциплине, и потому воспринимает связь сына Григория с замужней Аксиньей как вызов, позор, нарушение казачьих устоев. Он вмешивается, бьет Григория, спешно женит его на Наталье, пытаясь любой ценой сохранить лицо семьи.
«Женю!.. Завтра же поеду сватать! Дожил, что сыном в глаза смеются!»
Он еще не понимает, что власть отца, столь непререкаемая в прошлом, уже не имеет той силы.
С началом революции и войны жизнь Пантелея рушится. Сильная некогда семья Мелеховых начинает трещать по швам. Старший сын Петро погибает, младший — терзается внутренними противоречиями, дочь взрослеет в хаосе. Сам Пантелей теряет влияние и прежний интерес к хозяйству, ощущая, как его роль тает. Он словно выжат временем, и сам осознаёт это: «мысленно он махнул на всё рукой — будь что будет».
Старик до последнего пытается быть «на месте»: идет на фронт, хотя уже немолод, терпит лишения. Его дважды скосил тиф, и второй раз — окончательно. Умер он далеко от родного дома, на Ставрополье, в чужой земле. Так и не успев осознать до конца, как и почему всё, чем он жил, рассыпалось в прах.
Образ Пантелея Прокофьевича — не только образ отца. Это — собирательный образ старой России, мощной, суровой, но уязвимой перед лицом безжалостного времени. Герой не смог пережить крах традиционного уклада и приспособиться к новым условиям, его гибель отражает неспособность людей его поколения принять перемены.