Сочинение: Отношение Чацкого к фамусовскому обществу (+ таблица с цитатами)

(727 слов) Главным литературным достижением Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума«. Работу над ее созданием писатель завершил в 1824 году. В пьесе автор отобразил борьбу представителей консервативного и прогрессивного дворянства. Александр Сергеевич вместе с читателем смеётся над порядками светского общества начала девятнадцатого столетия. Создание данной комедии является очень смелым шагом в этот период. Само название произведения уже отражает его идею. Главный герой испытывает горе от своего ума. Из-за того, что Чацкий имел собственное мнение и был сторонником прогресса, его отвергло общество. В произведении автор показал противостояние представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Московское аристократическое общество, представленное в пьесе, составляют Фамусов и его окружение — полковник Скалозуб, секретарь Молчалин, а также внесценические и второстепенные персонажи. Только Александр Чацкий противостоит этому большому лагерю. 

Главный персонаж произведения жил за границей на протяжении трех лет. Когда он возвращается в столицу, то начинается конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Главный герой рос и воспитывался вместе с дочерью Павла Фамусова Софьей. Со временем дружба переросла в юношескую влюблённость. Чувства Александра к Софье до сих пор не остыли. Однажды персонаж принял решение уехать за границу, чтобы «ума искать». Софья за это время забыла его и теперь любит Молчалина, который живёт в их доме. Однако главный герой комедии даже не догадывается об этом. Постепенно любовный конфликт превращается в социальный, когда Александр, отстаивая свои взгляды и убеждения, вступает в противостояние с фамусовским обществом. Они обсуждают вопросы семейных ценностей, воспитания, крепостной зависимости, службы, просвещения, чинопочитания и взяточничества.

Рассмотрим все противоречия между этими двумя сторонами подробнее. Итак, главная причина споров героев — это разные жизненные ценности. «Кто беден, тот тебе не пара» — говорит Фамусов, который в этой простой фразе выразил все то, чем живет его окружение. Богатство и почет — вот самые важные составляющие бытия фамусовского общества. Без них человек — уже не человек, а «осел» или «чурбан» — именно так Фамусов называет крестьян. Из-за этих специфических ценностей московское дворянство одобряет крепостное право, ведь на нем зиждется их благосостояние. Совсем другие взгляды у Чацкого. Для него важнее всего моральные и духовные ценности: любовь, патриотизм, просвещение. «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед» — говорит он Софье, которую искренне любит. Для него на первом месте чувства, а не выгода. Ему противопоставлен Молчалин, который делает карьеру, используя привязанность Софьи. 

Отношение к крепостному праву у фамусовского общества одобрительное: Хлестова сравнивает собаку и арапку, не видя особой разницы, и все ей поддакивают. Но Чацкий возмущен таким отношением к людям. Он выступает против крепостного права: 

Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали : вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!

Для окружения Фамусова превыше всего было общественное мнение. Поэтому вся их жизнь строится на двойных стандартах: одни напоказ, другие под тенью тайны. Так, Фамусов старается читать мораль Софье, однако это понятие ему самому неизвестно. Он пристает к служанке, пока никто не видит, хотя «монашеским известен поведеньем». «Грех не беда, молва не хороша», — один из главных жизненных принципов Фамусова. А вот Чацкий равнодушен к мнению окружения, он во всем противоречит ему, потому что опирается на логику и честность:

Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?

Отношение фамусовского общества к службе тоже весьма своебразное: «Подписано, и с плеч долой!» — говорит Фамусов о своих обязанностях, которым он совсем не уделяет внимания. Он советует Александру послужить и приводит в пример Максима Петровича, который вовремя поскользнулся и получил выгодное место. Но, по мнению Александра Чацкого, умение «прислуживаться» является унизительным. Фамусов же искреннее восхищается этой способностью и сам становится ее жертвой. Ведь Молчалин обманул его дочь, «прислуживаясь» и идя по стопам Максима Петровича.

Расходятся герои и в обсуждении просвещения. Чацкий является сторонником образования и развития. Он пытается привнести в общество что-то новое, однако его не понимают. Дворянство никогда не приемлет его взглядов, потому что оно невежественно, а меняться и трудиться не хочет. Фамусов проявляет нетерпимость к учености и призывает сжечь книги: 

«уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».

Достойно внимания и отношение Чацкого к галломании. 

Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев.

Но Фамусов и его окружение помешаны на французиках из Бордо и их моде. Они говорят на иностранном языке (помеси французского с нижегородским), копируют одежду и стиль, меню и повадки, как будто живут не в России. Это слепое подражание чужестранцам возмущает патриота Чацкого.

Таким образом, в произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал борьбу между представителями «века минувшего» и «века нынешнего».

Критерий оценки Фамусовское общество Александр Чацкий
Отношение к службе «подписано, так с плеч долой». «Как станешь представлять к крестишкули, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!» «Служить бы рад, прислуживаться тошно»
Отношение к галломании «Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба  Старинный, верный член до гроба?..» Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Отношение к просвещению «Ученье — вот чума, ученость – вот причина…»   «В науки он вперит ум, алчущий познанья. Они тот час: разбой! пожар! »
Отношение к общественному мнению «Ах! боже мой! что станет говорить  Княгиня Марья Алексевна!..»  «Зачем же мнения чужие только святы?»
Отношение к авторитету прошлого Вот то‑то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя… «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»

«А вы, судáрь отец, вы, страстные к чинам…» 

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector