Сочинение: Отношение Чацкого к фамусовскому обществу (+ таблица с цитатами)
Как Чацкий относится к фамусовскому обществу? Сочинение-рассуждение на эту тему Литрекон дополнил таблицей с цитатами. Перед Вами два варианта эссе. Приятного просвещения!
Вариант 1: Кратко
(432 слова) В пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» главный герой, прогрессивный идеалист, противопоставляется фамусовскому обществу — консервативным представителям московского барства. Их взаимоотношения порождают социальный конфликт в произведении. Для полного понимания комедии следует подробнее изучить его.
Критик М.М. Дунаев писал, что причина горя героя заключается в «роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова». Действительно, столкновение происходит на почве идейных разногласий. Чацкий по-своему уважает Фамусова, благодарен за то, что в детстве практически жил в его доме, да и сам Фамусов искренне желает гостю добра. Только вот «добро» в его понимании — возможность подстроиться под требования высшего света. Как и все люди, приближенные ко двору, Павел Афанасьевич впитал холопскую ментальность. Для него идеал — Максим Петрович, который вовремя унизился перед государыней и получил чин. Такая карьерная модель не устраивает гордого Чацкого, который вынес совсем другие ценности из своего зарубежного образования и опыта жизни в Европе. Увидев, что жить можно иначе, он захотел поделиться этой новой картиной мира с теми, кто видел совсем другую социальную реальность — российскую. Из разницы представлений и восприятий рождается полноценный конфликт. Услышав нечто новое и даже революционное по содержанию, Фамусов спешит объявить Чацкого «якобинцем» и поскорее избавиться от неудобного гостя. А Александр злится и вливает в свою критику много язвительности, которая не столько убеждает, сколько обижает слушателя.
Каждый новый диалог проливает свет на противоречия героев. Чацкий выступает за просвещение и науки, а Фамусов призывает сжигать книги и умерить ученость. Александр против крепостного права, а Павел Афанасьевич черпает из него выгоду и не вникает в проблемы простого народа. Русские помещики увлечены модой на все иностранное, а Чацкий знает цену французику из Бордо и осуждает слепое преклонение перед ним. Графиня Хлестова не видит разницы между собакой и арапкой, а Александр выступает за равенство и сочувствует подневольным людям. Фамусов призывает гостя последовать примеру шута Максима Петровича, а Чацкий возражает:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Молчалин не смеет иметь собственные суждения, а Чацкий вовсе не считает, что «мнения чужие только святы». Таким образом, взгляды героев на каждую обсуждаемую тему разнятся. И чем дальше заходит спор, тем больше раздражения и злости проявляют обе стороны. В финале Чацкий окончательно разочаровывается в фамусовском обществе и покидает его навеки. А Фамусова, что характерно, не волнует отъезд какого-то не влиятельного человека, его интересует только мнение вышестоящих персон:
Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
Противоречия героев приводят их к полному разрыву отношений, уж слишком далеки они друг от друга. Разные взгляды на мир не уживаются в одной гостиной, если они столь кардинально и болезненно отличаются друг от друга. Ведь каждая сторона воспринимает аргументы другой как нападение на священные и неприкосновенные устои.
Вариант 2
(727 слов) Главным литературным достижением Александра Сергеевича Грибоедова является комедия «Горе от ума«. Работу над ее созданием писатель завершил в 1824 году. В пьесе автор отобразил борьбу представителей консервативного и прогрессивного дворянства. Александр Сергеевич вместе с читателем смеётся над порядками светского общества начала девятнадцатого столетия. Создание данной комедии является очень смелым шагом в этот период. Само название произведения уже отражает его идею. Главный герой испытывает горе от своего ума. Из-за того, что Чацкий имел собственное мнение и был сторонником прогресса, его отвергло общество. В произведении автор показал противостояние представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Московское аристократическое общество, представленное в пьесе, составляют Фамусов и его окружение — полковник Скалозуб, секретарь Молчалин, а также внесценические и второстепенные персонажи. Только Александр Чацкий противостоит этому большому лагерю.
Главный персонаж произведения жил за границей на протяжении трех лет. Когда он возвращается в столицу, то начинается конфликт между Чацким и фамусовским обществом. Главный герой рос и воспитывался вместе с дочерью Павла Фамусова Софьей. Со временем дружба переросла в юношескую влюблённость. Чувства Александра к Софье до сих пор не остыли. Однажды персонаж принял решение уехать за границу, чтобы «ума искать». Софья за это время забыла его и теперь любит Молчалина, который живёт в их доме. Однако главный герой комедии даже не догадывается об этом. Постепенно любовный конфликт превращается в социальный, когда Александр, отстаивая свои взгляды и убеждения, вступает в противостояние с фамусовским обществом. Они обсуждают вопросы семейных ценностей, воспитания, крепостной зависимости, службы, просвещения, чинопочитания и взяточничества.
Рассмотрим все противоречия между этими двумя сторонами подробнее. Итак, главная причина споров героев — это разные жизненные ценности. «Кто беден, тот тебе не пара» — говорит Фамусов, который в этой простой фразе выразил все то, чем живет его окружение. Богатство и почет — вот самые важные составляющие бытия фамусовского общества. Без них человек — уже не человек, а «осел» или «чурбан» — именно так Фамусов называет крестьян. Из-за этих специфических ценностей московское дворянство одобряет крепостное право, ведь на нем зиждется их благосостояние. Совсем другие взгляды у Чацкого. Для него важнее всего моральные и духовные ценности: любовь, патриотизм, просвещение. «Велите ж мне в огонь: пойду как на обед» — говорит он Софье, которую искренне любит. Для него на первом месте чувства, а не выгода. Ему противопоставлен Молчалин, который делает карьеру, используя привязанность Софьи.
Отношение к крепостному праву у фамусовского общества одобрительное: Хлестова сравнивает собаку и арапку, не видя особой разницы, и все ей поддакивают. Но Чацкий возмущен таким отношением к людям. Он выступает против крепостного права:
Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали : вдруг На них он выменял борзые три собаки!!!
Для окружения Фамусова превыше всего было общественное мнение. Поэтому вся их жизнь строится на двойных стандартах: одни напоказ, другие под тенью тайны. Так, Фамусов старается читать мораль Софье, однако это понятие ему самому неизвестно. Он пристает к служанке, пока никто не видит, хотя «монашеским известен поведеньем». «Грех не беда, молва не хороша», — один из главных жизненных принципов Фамусова. А вот Чацкий равнодушен к мнению окружения, он во всем противоречит ему, потому что опирается на логику и честность:
Помилуйте, мы с вами не ребяты; Зачем же мнения чужие только святы?
Отношение фамусовского общества к службе тоже весьма своебразное: «Подписано, и с плеч долой!» — говорит Фамусов о своих обязанностях, которым он совсем не уделяет внимания. Он советует Александру послужить и приводит в пример Максима Петровича, который вовремя поскользнулся и получил выгодное место. Но, по мнению Александра Чацкого, умение «прислуживаться» является унизительным. Фамусов же искреннее восхищается этой способностью и сам становится ее жертвой. Ведь Молчалин обманул его дочь, «прислуживаясь» и идя по стопам Максима Петровича.
Расходятся герои и в обсуждении просвещения. Чацкий является сторонником образования и развития. Он пытается привнести в общество что-то новое, однако его не понимают. Дворянство никогда не приемлет его взглядов, потому что оно невежественно, а меняться и трудиться не хочет. Фамусов проявляет нетерпимость к учености и призывает сжечь книги:
«уж коли зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь».
Достойно внимания и отношение Чацкого к галломании.
Ах! если рождены мы всё перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев.
Но Фамусов и его окружение помешаны на французиках из Бордо и их моде. Они говорят на иностранном языке (помеси французского с нижегородским), копируют одежду и стиль, меню и повадки, как будто живут не в России. Это слепое подражание чужестранцам возмущает патриота Чацкого.
Таким образом, в произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал борьбу между представителями «века минувшего» и «века нынешнего».
Критерий оценки | Фамусовское общество | Александр Чацкий |
Отношение к службе |
|
|
Отношение к галломании |
|
|
Отношение к просвещению |
|
|
Отношение к общественному мнению |
|
|
Отношение к авторитету прошлого |
|
|
Автор: Виктория Комарова