Сочинение: Образы главных героев в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(932 слова) Л. Н. Толстой считал, что «Война и мир» ─ не роман, не поэма и не историческая хроника. Взяв за основу историю всей русской прозы, он создал произведение совсем нового типа. Критика назвала «Войну и мир» романом-эпопеей. Этот жанр впоследствии завоевал большую популярность как в русской, так и в мировой литературе. Толстой описал множество характеров. В романе запечатлена вся панорама русской жизни начала девятнадцатого века — её исторические, общественные, бытовые и психологические особенности.

Главные герои ─ князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов ─ замечательны своим богатым внутренним миром. По характерам они сильно отличаются друг от друга, почти антагонисты. Но в их идейном поиске их объединяет одно ─ восхищение Наполеоном. Бонапарт был кумиром того времени. Простолюдин, взошедший на французский престол, по-прежнему олицетворял собой идеи Великой французской революции, борьбу с феодализмом и монархией. Для России Наполеон ─ враг, для правящих кругов ─ выходец из низов, узурпатор, незаконно ставший императором. А у Безухова и Болконского не совсем осознанное поклонение Наполеону выражало неприятие того общества, к которому принадлежали они сами. Много ошибок и трудностей выпадет на их долю, прежде чем бывшие поклонники Бонапарта почувствуют единство со своим народом и выйдут на Бородинское поле, где Болконского смертельно ранят. А Пьер также сочтёт Наполеона Антихристом, попытается его убить и попадёт в плен к французам. После войны Пьера ждёт ещё более долгая и трудная дорога, которая приведёт его к декабристам. Он уверен, что князь Андрей, будь он жив, также бы присоединился бы к ним.

Николай Ростов тоже стал одним из главных героев книги. В юношестве он идеализировал войну и императора Александра, был пылким, патриотичным, но недалеким и безответственным человеком, который играл в карты, кутил и не мог помочь семье, упиваясь разгульной жизнью полка. Однако череда испытаний и мудрый брак позволили ему развиваться и расти. Николай стал более сдержанным и преданным своей семье. Его работа в хозяйстве позволила ему вернуть Ростовым былое финансовое могущество. Не щадя себя, он трудился ради будущего детей. Но его позиция в политике весьма консервативна: в отличие от Пьера, он не видит необходимости перемен. Он готов пойти на революционеров с оружием, чтобы защитить тот уклад жизни, который его устраивает.

Образ Наполеона ─ оригинальная художественная находка Толстого. В романе Бонапарт показан в то время, когда он из революционера-романтика превратился в диктатора и вероломного захватчика. Из дневников Толстого следует, что он сознательно хотел снять Наполеона с пьедестала. Автор был против художественного преувеличения в описании как добра, так и зла. Император предстаёт обычным человеком, а не сверхличностью, тем более не демоном и не Антихристом.

Антипод Наполеона, Кутузов, наделён отзывчивостью, добротой и большой силой воли. Особенно ярко они проявляются на совете в Филях, где Кутузов, вопреки мнению всех генералов, решается оставить Москву. Два главных воина для Кутузова ─ Терпение и Время. Он не поддаётся влиянию быстро меняющихся обстоятельств. Образ Кутузова выражает мнение Толстого о роли личности в истории. Сила главнокомандующего русской армией в том, что он чувствует моральный дух войска, настроение солдатской массы и в соответствии с ними планирует свои действия.

Один из главных образов романа ─ образ самой войны. В разнообразных эпизодах походов, военных действий, в делах и поступках персонажей раскрываются огромная жажда победы, горячая любовь к Родине, высокий боевой дух солдат и мирных жителей, дворян и простолюдинов. Сама по себе война для писателя ─ «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но война во имя защиты родной земли необходима и может выявить лучшие стороны человека.

Образ народа в романе «Войне и мир» тоже занимает важное место. Русский солдат безжалостен к врагу на поле брани, но он никогда не позволит жестокости в отношении к пленённому противнику. Во многих сценах подтверждаются слова Толстого:

«Поднимается новая, неведомая ни кому сила ─ народ, и нашествие гибнет».

По выражению Толстого, «дубина народной войны» поднялась сама, без указания сверху, и била до тех пор, пока не уничтожила захватчиков. Образ русского народа, победоносно противостоящего нашествию наполеоновской армии, выведен автором с необычными для тогдашней литературы реализмом, проницательностью и широтой. Эта широта выражена не в описании всех классов и сословий России, а в том, что показано множество вариантов того, как человек может вести себя в условиях войны и мира.

Особое место среди образов эпопеи занимает Платон Каратаев. Для Пьера он ─ олицетворение «всего доброго, русского и круглого». Благодаря ему Пьер тесно соприкасается с народной мудростью и народной жизнью. В характере Каратаева соединились выносливость, кротость, покорность, любовь ко всем людям ─ те качества, которые развивались у русского крестьянина за столетия крепостной неволи. Образ Каратаева собирательный, частично соткан из пословиц и поговорок.

Отдельно стоит упомянуть женские образы. Наташа Ростова тоже прошла свой тернистый путь: из взбалмошной и легкомысленной девушки она превратилась в преданную супругу и любящую мать семейства. Девушка проявила себя и на войне, отдав раненым солдатам подводы и отказавшись вывозить вещи из осажденного города. Ее патриотизм, близость к народу, умение любить всем сердцем — те качества, которые Толстой ценил в женщине гораздо больше красоты. Поэтому он так негативно отнесся к другой своей героине — Элен. Эта женщина была прекрасна, но эгоистична, расчетлива и тщеславна. Она не хотела заводить полноценную семью и изменяла супругу. Для автора Элен Курагина стала антигероем, который показывает читателям, как делать не надо. Зато образцом для подражания стала Марья Болконская, которая самоотверженно, честно и верно выполняла свой долг по отношению к семье, взяв на воспитание племянника и смиренно снося обиды ворчливого старика-отца. Она искренне любила своих близких, желала добра крестьянам, была патриотичной и смелой. Ее мудрость в семейной жизни покоряет сердца читателей.

В яркой палитре образов «Войны и мира» выражена идея Толстого, позже записанная им в дневнике:

«Жизнь ─ тем более жизнь, чем теснее её связь с жизнью других, с общей жизнью. Вот эта-то связь и устанавливается искусством в самом широком его смысле».

В этом ─ та особая, глубоко гуманистическая основа творчества Л.Н. Толстого, которая воплотилась в образах главных героев эпопеи и сделала роман актуальным и интересным для читателей разных наций и эпох.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *