Сочинение: Образ Наполеона в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(433 слова) Несмотря на то, что действие в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» происходит на фоне важнейших исторических событий девятнадцатого века, сами элементы реальной истории занимают отнюдь не центральное место в произведении. Однако нельзя сказать, что такие исторические фигуры, как Наполеон Бонапарт, Александр Романов и Кутузов, служат лишь декорациями. С помощью их образов, в частности с помощью образа французского императора, писателю удалось выразить свои взгляды на исторический процесс и роль человека в нём.

Впервые образ Наполеона Бонапарта появляется в самом начале романа, во время светского вечера в Петербурге. Князь Андрей Болконский и его друг Пьер говорят об этом полководце с нескрываемым восхищением, а сам Болконский и вовсе мечтает повторить пусть своего кумира, для чего и едет на войну в Австрию.

Однако Толстой наносит удар по светлому образу в голове горделивого князя. Когда тот, уже порядком насмотревшись на ужасы войны, лично встречается с самим Наполеоном, тот не вызывает у него и доли былого восхищения. Образ великого правителя и полководца, окружённый сиянием славы, уступает место толстому, нескладному самодовольному человеку, по приказу которого льются реки человеческой крови. Толстой показывает, как в людском сознании искажается реальная историческая персона, постепенно уступая место рафинированному кумиру, и что происходит, когда реальность сталкивается с мифом.

В дальнейшем образ Наполеона изменяется в ещё более худшую сторону. Мы снова видим императора уже в двенадцатом году. Перед нами предстаёт погрязший в роскоши самодовольный властолюбец, который не слышит никого, кроме себя.

Финальной точкой развития образа французского императора становится Бородинская битва. Мы видим Наполеона жалким и испуганным. Он теряет контроль над своей армией, его приказы не доходят до солдат или оказываются неактуальными и бесполезными. Ему остаётся лишь надеяться на благоволение судьбы, что становится невыносимой пыткой для этого гордеца, привыкшего считать себя центром мироздания. Понимая возможность поражения, Наполеон впадает в уныние, перед ним проносятся картины его амбициозных планов, в которых он предстаёт земным воплощением бога, которому суждено построить новый идеальный мир и самолично изгнать всё зло, чтобы купаться в лучах обожания. Бонапартом Толстого движет не забота о своей стране, а жажда славы и величия, что, по мнению автора, недопустимо для настоящего правителя.

Более конкретную оценку Наполеону и его вкладу в историю человечества Толстой даёт в своих многочисленных авторских монологах. По мнению писателя, ход истории движется по воле народных масс, и никому не хватит сил взять под контроль эту непредсказуемую стихию. Наполеону просто повезло оказаться на гребне народной волны.

С помощью образа Бонапарта Толстой стремился уничтожить такое понятие, как «историческая личность». Показав Наполеона порочным и ничтожным человеком, писатель стремился отнять лавры творца истории у мифологизированных императоров и отдать их простому народу, без усилий и стремлений которого все великие планы сильных мира сего никогда бы не воплотились в жизнь.


Многомудрый Литрекон проследил эволюцию образа Наполеона, уместив ее в краткое сочинение-рассуждение. Если же Вам не понравился его труд, напишите, пожалуйста, почему?

Автор: Михаил Щепин

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *