Сочинение: Женские образы в романе «Война и мир» (+ таблица)

(584 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — это картина русского мира начала XIX века. Писатель сумел правдиво и реалистично создать на страницах романа живых личностей, настоящих представителей своего времени. Отдельный интерес для читателей представляет палитра женских характеров романа.

В романе изображены яркие представительницы светского общества начала 19 века — героини своего времени, жизнь которых — это балы, маскарады и светские салоны. Это и Анна Павловна Шерер, и княгиня Болконская, и Элен Курагина (Безухова). В лице этих женщин Толстой обличает пустоту, фальшь и ничтожество светского мира – ослепительно сияющего, но праздного и убогого по своей сути.

Мы видим это на примере супруги Андрея Болконского – молодой княгини, куколки с сердито надутой беличьей губой, которая игриво капризничает и жеманничает перед мужем и многочисленными поклонниками. Ничто, кроме развлечений света и дамских сплетен, ее не тревожит и не интересует.

Но если княгиня Болконская – это всего лишь глупое и красивое создание, то Элен Курагина – это пример истинного женского коварства, расчётливости и корысти. Наделенная невероятной красотой, она отличается еще и холодным циничным рассудком. Меркантильность и жажда успеха движет Элен в ее замужестве с Пьером Безуховым, а также позволяет удержаться на плаву среди многочисленных любовников. Для Толстого Элен – воплощение пороков света, ярчайший отрицательный женский персонаж романа.

Описал автор и другой женский типаж. Жюли Карагина, богатейшая невеста России, тоже впитала в себя пороки светского общества. Она одержима поклонением иностранной культуре и подражает героям из любимых романов. Не имея привлекательной внешности, Жюли пытается компенсировать недостаток мнимым достоинством — умом, вычитанным и вызубренным из книг.

Заслуживают внимания и другие героини романа, гораздо более любимые Толстым, — это княжна Марья Болконская и Наташа Ростова.

Марья Болконская – робкая, богобоязненная, добрая девушка с «большими, глубокими и лучистыми» глазами, но лишённая яркой внешности и красоты. Она лучшие годы своей жизни посвятила смиренной заботе и служению деспотичному отцу Николаю Болконскому. К нему девушка питает и чувство страха, и преданной любви, и болезненной привязанности. Марья Болконская – женщина, лишенная созидательной силы, плывущая по течению и безропотно терпящая все удары судьбы, даже сознательно готовая выйти замуж за первого встречного жениха (Анатоля Курагина), но при этом в силу своего характера умеющая помогать, заботиться и трудиться во благо ближнего.

Для Толстого Марья – героиня с истинно женской судьбой. Ему дороги такие качества, как покорность, смирение, неисчерпаемая преданность и самоотверженность – неизменные спутники жизни Марьи. За кротость сердца писатель награждает княжну таким желанным и долгожданным семейным счастьем в лице Николая Ростова.

Но любимым персонажем не только Толстого, но и миллионов читателей по праву является Наташа Ростова – смелая, энергичная, честная и добросердечная личность. Если Елизавета Болконская и Элен Курагина безупречно красивы лишь внешней красотой, то Наташа очаровательна своим обаянием и жизнелюбием, отзывчивостью к чувствам других, душевной чуткостью. За эти качества ее любят и ценят все окружающие люди, потому же ее пылкую непосредственную натуру не мог не полюбить и Андрей Болконский.

Наташа Ростова дорога читателю тем, что в ее лице мы видим настоящую, не выдуманную героиню – девушку, женщину, в которой лучшие стремления (желание помогать ближним, трудиться, любить) переплетались с ошибками и падениями, грехами (увлечение повесой Анатолем Курагиным и согласие на побег). Одна из лучших черт Наташи – готовность к подвигам и самоотречению ради помощи ближнему, жертвенность. В конце романа мы видим уже другую Наташу — образцовую жену и мать, она истинно счастлива в браке с Пьером, спокойна и уверена в своей истинно женской ипостаси.

Своеобразие женской судьбы, особенности женского мира, раскрываемые Толстым в его героинях, находят отклики и в сегодняшней действительности. Классическое произведение ценится тем, что ставят вечные вопросы о добре и зле, правде и лжи, о чувстве собственного достоинства, о праве выбора, а также дает на них свои ответы, к которым современный читатель может обратиться и сегодня.

Критерий оценки Наташа Марья Жюли Элен
Главные черты Искренность, открытость, энергичность, умение любить, простодушие Смирение, замкнутость, начитанность, богатый внутренний мир, духовность Притворство, высокомерие, ведомость, галломания, эгоизм Алчность, тщеславие, самолюбование, невежество, лицемерие, неверность
Портрет Большой рот, темные глаза, неправильные черты лица, но живая мимика; худоба, красивые наряды «Лучистые глаза», некрасивое лицо, «медвежья» походка, неумение одеваться, худоба, бледность Некрасивое лицо, вычурные наряды, отсутствие грации Красивое лицо, «мраморные плечи», стильная и открытая одежда, величавая поступь и осанка
Судьба Прошла через ошибки и падения, изменила жениху, но раскаялась. Нашла счастье в браке с Пьером Безуховым, родила много детей. Много лет была сиделкой для отца и не могла выйти в свет. Полюбила раз и навсегда Николая Ростова и вышла за него замуж. Из-за отсутствия красоты стала старой девой, но после получения наследства вышла замуж за Бориса Друбецкого (брак по расчету). Вышла замуж по расчету за Пьера Безухова, но не любила его. Заводила любовные связи, а в финале хотела требовать развод, но умерла от болезни до того.
Отношение к семье Очень ценит и любит, всегда поддерживает. Жертвует своим счастьем ради семьи много лет подряд. Показная любовь, а на деле равнодушие. Пренебрежение и безучастие, если речь не идет о ее выгоде.
Отношение к обществу Сначала попадает под его влияние, но затем окончательно отдаляется. Далека от общества и ограничена заботами семьи. Зависима от мнения общества и копирует поведение других. Зависима от мнения общества, но умеет им управлять в свою пользу.
Отношение к браку Чтит и любит мужа, верна ему. Чтит и любит мужа, верна ему. Использует мужа как актера напоказ, любви нет. Изменяет мужу и не уважает его. От рождения детей отказывается.
Отношение к Родине Патриотична, жертвует имуществом ради солдат. Горда и патриотична, не желает идти на поклон к французскому генералу. Бежит из Москвы раньше всех и ничего не делает для защиты Родины. Во время ожесточенных боев ходит на балы и не думает о будущем России.

Автор: Виктория Куликова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *