Сочинение: Женские образы в романе «Война и мир» (+ таблица)
(584 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — это картина русского мира начала XIX века. Писатель сумел правдиво и реалистично создать на страницах романа живых личностей, настоящих представителей своего времени. Отдельный интерес для читателей представляет палитра женских характеров романа.
В романе изображены яркие представительницы светского общества начала 19 века — героини своего времени, жизнь которых — это балы, маскарады и светские салоны. Это и Анна Павловна Шерер, и княгиня Болконская, и Элен Курагина (Безухова). В лице этих женщин Толстой обличает пустоту, фальшь и ничтожество светского мира – ослепительно сияющего, но праздного и убогого по своей сути.
Мы видим это на примере супруги Андрея Болконского – молодой княгини, куколки с сердито надутой беличьей губой, которая игриво капризничает и жеманничает перед мужем и многочисленными поклонниками. Ничто, кроме развлечений света и дамских сплетен, ее не тревожит и не интересует.
Но если княгиня Болконская – это всего лишь глупое и красивое создание, то Элен Курагина – это пример истинного женского коварства, расчётливости и корысти. Наделенная невероятной красотой, она отличается еще и холодным циничным рассудком. Меркантильность и жажда успеха движет Элен в ее замужестве с Пьером Безуховым, а также позволяет удержаться на плаву среди многочисленных любовников. Для Толстого Элен – воплощение пороков света, ярчайший отрицательный женский персонаж романа.
Описал автор и другой женский типаж. Жюли Карагина, богатейшая невеста России, тоже впитала в себя пороки светского общества. Она одержима поклонением иностранной культуре и подражает героям из любимых романов. Не имея привлекательной внешности, Жюли пытается компенсировать недостаток мнимым достоинством — умом, вычитанным и вызубренным из книг.
Заслуживают внимания и другие героини романа, гораздо более любимые Толстым, — это княжна Марья Болконская и Наташа Ростова.
Марья Болконская – робкая, богобоязненная, добрая девушка с «большими, глубокими и лучистыми» глазами, но лишённая яркой внешности и красоты. Она лучшие годы своей жизни посвятила смиренной заботе и служению деспотичному отцу Николаю Болконскому. К нему девушка питает и чувство страха, и преданной любви, и болезненной привязанности. Марья Болконская – женщина, лишенная созидательной силы, плывущая по течению и безропотно терпящая все удары судьбы, даже сознательно готовая выйти замуж за первого встречного жениха (Анатоля Курагина), но при этом в силу своего характера умеющая помогать, заботиться и трудиться во благо ближнего.
Для Толстого Марья – героиня с истинно женской судьбой. Ему дороги такие качества, как покорность, смирение, неисчерпаемая преданность и самоотверженность – неизменные спутники жизни Марьи. За кротость сердца писатель награждает княжну таким желанным и долгожданным семейным счастьем в лице Николая Ростова.
Но любимым персонажем не только Толстого, но и миллионов читателей по праву является Наташа Ростова – смелая, энергичная, честная и добросердечная личность. Если Елизавета Болконская и Элен Курагина безупречно красивы лишь внешней красотой, то Наташа очаровательна своим обаянием и жизнелюбием, отзывчивостью к чувствам других, душевной чуткостью. За эти качества ее любят и ценят все окружающие люди, потому же ее пылкую непосредственную натуру не мог не полюбить и Андрей Болконский.
Наташа Ростова дорога читателю тем, что в ее лице мы видим настоящую, не выдуманную героиню – девушку, женщину, в которой лучшие стремления (желание помогать ближним, трудиться, любить) переплетались с ошибками и падениями, грехами (увлечение повесой Анатолем Курагиным и согласие на побег). Одна из лучших черт Наташи – готовность к подвигам и самоотречению ради помощи ближнему, жертвенность. В конце романа мы видим уже другую Наташу — образцовую жену и мать, она истинно счастлива в браке с Пьером, спокойна и уверена в своей истинно женской ипостаси.
Своеобразие женской судьбы, особенности женского мира, раскрываемые Толстым в его героинях, находят отклики и в сегодняшней действительности. Классическое произведение ценится тем, что ставят вечные вопросы о добре и зле, правде и лжи, о чувстве собственного достоинства, о праве выбора, а также дает на них свои ответы, к которым современный читатель может обратиться и сегодня.
Критерий оценки | Наташа | Марья | Жюли | Элен |
Главные черты | Искренность, открытость, энергичность, умение любить, простодушие | Смирение, замкнутость, начитанность, богатый внутренний мир, духовность | Притворство, высокомерие, ведомость, галломания, эгоизм | Алчность, тщеславие, самолюбование, невежество, лицемерие, неверность |
Портрет | Большой рот, темные глаза, неправильные черты лица, но живая мимика; худоба, красивые наряды | «Лучистые глаза», некрасивое лицо, «медвежья» походка, неумение одеваться, худоба, бледность | Некрасивое лицо, вычурные наряды, отсутствие грации | Красивое лицо, «мраморные плечи», стильная и открытая одежда, величавая поступь и осанка |
Судьба | Прошла через ошибки и падения, изменила жениху, но раскаялась. Нашла счастье в браке с Пьером Безуховым, родила много детей. | Много лет была сиделкой для отца и не могла выйти в свет. Полюбила раз и навсегда Николая Ростова и вышла за него замуж. | Из-за отсутствия красоты стала старой девой, но после получения наследства вышла замуж за Бориса Друбецкого (брак по расчету). | Вышла замуж по расчету за Пьера Безухова, но не любила его. Заводила любовные связи, а в финале хотела требовать развод, но умерла от болезни до того. |
Отношение к семье | Очень ценит и любит, всегда поддерживает. | Жертвует своим счастьем ради семьи много лет подряд. | Показная любовь, а на деле равнодушие. | Пренебрежение и безучастие, если речь не идет о ее выгоде. |
Отношение к обществу | Сначала попадает под его влияние, но затем окончательно отдаляется. | Далека от общества и ограничена заботами семьи. | Зависима от мнения общества и копирует поведение других. | Зависима от мнения общества, но умеет им управлять в свою пользу. |
Отношение к браку | Чтит и любит мужа, верна ему. | Чтит и любит мужа, верна ему. | Использует мужа как актера напоказ, любви нет. | Изменяет мужу и не уважает его. От рождения детей отказывается. |
Отношение к Родине | Патриотична, жертвует имуществом ради солдат. | Горда и патриотична, не желает идти на поклон к французскому генералу. | Бежит из Москвы раньше всех и ничего не делает для защиты Родины. | Во время ожесточенных боев ходит на балы и не думает о будущем России. |
Автор: Виктория Куликова