Образ Шухова в повести «Один день Ивана Денисовича» (А.И. Солженицын)

(549 слов) Иван Денисович Шухов — главный герой повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Авто сам имел негативный опыт политического заключения, впечатления от которого описал в книге. Он наделил своего персонажа похожей историей: Иван Денисович, как и Александр Исаевич, попал в тюрьму прямо с фронта, хотя ничего противоправного не совершал. Обвинение ему выдумали прокуроры, чтобы создать видимость работы. И таких людей, оказавшихся под железной пятой репрессий, были сотни тысяч. Образ Ивана Денисовича можно назвать собирательным, ведь он воплотил в себе черты многих честных и даже наивных граждан, ставших заключенными без вины и увидевших изнанку «равенства и братства». Как же автор описал этот новый тип героя в русской литературе?

Сначала знакомство с Иваном Денисовичем несколько разочаровывает. Перед нами не язвительный и справедливый борец за свободу, а человек, уже смирившийся со своим положением и знающий свое место. Он даже хочет поднести валенки бригадиру — «подработать». Шухов покорно выполняет все требования вышестоящих, позволяет над собой посмеяться. Хотя и ему свойственна скрытая ироничность восприятия: когда надзиратель заявляет: «Дерьмом бы их кормить, хлеба не стоят!» — герой улыбается и показывает отсутствие нескольких зубов. Автор поясняет, что это последствия цинги. Она развивается в тех случаях, когда люди голодают или питаются крайне скудно. Это и есть молчаливый ответ на реплику надзирателя: «А разве это уже не так?».

Но чем лучше мы узнаем Шухова, тем больше проникаемся к нему уважением. Несмотря на голодомор в лагере и ужасные условия труда, он запретил своей семье присылать съестные припасы, хотя другим заключенным они приходят. Иван Денисович знает, что семья в деревне живет впроголодь и так, поэтому ни куска не хочет отнимать у детей и супруги. Чтобы обеспечить себе хотя бы минимум еды для поддержания сил, Иван Денисович работает сам: чинит одежду и обувь, помогает более обеспеченным заключенным с ежедневными обязанностями. Это говорит о трудолюбии, ответственности и доброте героя. Он любит семью, помнит о доме и хочет быть полезным даже в такой незавидной роли.

Заслуживает упоминания и трудолюбие героя. В бригаде он является одним из самых ценных работников, так как многое умеет. Он не бежит от работы и помогает товарищам, когда есть необходимость. Однако он ни перед кем не заискивает, несмотря на ужасные условия содержания. Шухову автор противопоставляет Фетюкова, который готов на любое унижение ради окурка от сигареты. Лагерная жизнь ломает даже самых стойких, но Иван Денисович сохранил уважение к себе и другим, сберег достоинство и честь. Он даже проявляет гуманизм. Например, он делится печеньем с Алешей, ведь знает, что баптист не от мира сего и не сможет заработать сам — не умеет.

За что же посадили этого «врага народа»? Иван оказался в плену у оккупантов, но бежал. Однако «свои» обращались с ним хуже, чем «чужие». После нескольких суток избиений Иван Денисович подписал все, что дали.

Считается по делу, что Шухов за измену родине сел. И показания он дал, что таки да, он сдался в плен, желая изменить родине, а вернулся из плена потому, что выполнял задание немецкой разведки. Какое ж задание – ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили просто – задание.

Вот так звучит история этого несуразного приговора. А мало ли было таких? Не перечесть! Волонтеры до сих пор находят массовые захоронения репрессированных людей, а некоторые заинтересованные лица отрицают статус этих находок и оспаривают исторические факты. Однако пример Шухова учит нас быть стойкими и принципиальными, но не переходить черту человечности: гуманизм и здравый смысл — вот что побеждает менталитет ГУЛАГа во все времена.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *