Сочинение: Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
(470 слов) Обломов – один из самых ярких героев русской художественной литературы. Сложно найти такой же выразительный национальный характер, такой же живой, по-настоящему одухотворенный и естественный. О мастерстве Гончарова как писателя, создателя художественных образов также говорит и сложность личности Ильи Ильича: его невозможно оценить однозначно, ему присущи самые разные черты, достойные и уважения, и порицания. Судьба Обломова, по мнению многих читателей, печальна и даже трагична во многом из-за этой самой двойственности, разорванности его личности. Так, герой, который, казалось бы, уже совсем близок к счастливому обновлению, к радости нежного чувства вдруг вновь оказывается заложником апатии и лени. Почему так происходит?
Илья Обломов – заложник своего прошлого, своих привычек и устоявшихся взглядов. Для него нет ничего правильнее и яснее патриархального уклада жизни родной Обломовки, страны его детства. Жизни, полной забот о повседневном затверженном благополучии и «голубиной нежности» семейного очага, оберегающего героя от всевозможных волнений и невзгод.
Однако Илья Обломов уже давно не ребенок; жизнь требует от него перерождения, но кажется, что на пути к желанному обновлению сердцем герой остается одинок. Решительная и смелая Ольга не понимает его, с Ильей Ильичем они слишком различны, нет между ними истинного понимания, крепкой духовной связи, основанной на родстве чувств и воспитания. Может быть, Илья Ильич пугается этого различия, поддавшись слабости; возможно же, жизнь «по Штольцу» попросту не подходит герою и противна его натуре. Тем не менее, другого пути в новый мир герой так и не находит.
Несмотря на всю сокровенность истории, трагедия жизни Ильи Ильича Обломова – это отражение трагедии более масштабной – исторической и общественной. В «Обломове» Гончаров развивает не только проблему личного человеческого выбора и духовного пути; в характере главного героя разрешается драма всей предреформенной России, раздираемой противоречиями и спорами о том, какой путь выбрать, в какую сторону идти.
Так же, как и Илья Ильич, Россия – на распутье, и выбор, который ей предстоит, очень непрост. Бездействие и апатия приводят к трагедии, к неотвратимому распаду всего лучшего и чистого, и автор без колебаний утверждает свой приговор «обломовщине». Но ведь сам Обломов – не только сплошная тоска, бездействие, сон и апатия. В нем много доброго, умного и сердечного, чего читателям так не хватает в других героях враждебного Обломову мира, например, в Штольце.
Кажется, должен быть у Обломова и всего его «рода» – большей части русского дворянства – иной выход, свой, особенный, в котором открытость и лучшие качества души нашли бы опору в крепкой воле и жажде плодотворной деятельности. Однако Обломов остается замкнут; словно в заколдованном круге в конце жизни он вновь впадает в детство, теплое, беззаботное, но неприступное ко всему новому, живому, изменчивому. Снова сон, но уже не детская чистота и мечтательность в нем, но страшное оцепенение смерти. Из сна, из круга нет выхода; единственный способ выбраться из монотонности повторяющихся дней – разорвать бесконечную замкнутость кривой.
Герой Гончарова заканчивает свой путь в умиротворении и покое, но для имперской России уготовлен иной исход. Ее ожидает волна революций и войн, кровавых и неистовых, разорвавших наконец круг патриархальной «обломовщины».
Автор: Екатерина Озаровская