Образ Иуды в повести «Иуда Искариот» Л. Андреева

(589 слов) Повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» поражает воображение нестандартным подходом к образу заглавного героя, новой трактовкой его поступка, совсем не совпадающей с евангельской. Для читателей не только 1907 года, когда произведение только вышло в свет, но и современных «Иуда Искариот» открыл с новой стороны сюжет предательства Христа одним из его учеников. Автор описал подробный психологический портрет Иуды, проанализировав который читатель может попытаться понять мотивы его поступков. Что сподвигло апостола предать своего учителя, которого он так сильно любил?

С одной стороны, портрет и поступки Иуды выдают в нём неприятного человека. Отталкивающая внешность вполне способствует предубеждению, с которым к Иуде закономерно относится читатель, знакомый с сюжетом из Евангелия. «Рыжий и безобразный иудей» описан Андреевым так явственно, почти осязаемо, что этот образ не может не пугать. Интересно также, как двуличие апостола проявляется в его внешности: его череп казался будто разрубленным на четыре части и вновь составленным, так что лицо его делилось на две половины – «живую» и «мёртвую», слепую, замершую. Слепой глаз на мертвенно-застывшей идеально гладкой половине лица никогда не смыкался, одинаково встречал смену времени суток и только усиливал тревожное, пугающее впечатление от его обладателя. Кроме того, автор часто приводит сравнение Иуды с осьминогом, популярное среди других апостолов – они воспринимали Искариота лишь как скользкого проныру, хитреца и лжеца, щупальцами пробирающегося всё ближе ко Христу.

С другой стороны, образ Иуды у Андреева вовсе не лишён положительных качеств. Психологически прорабатывая черты героя, автор указывает на возможные мотивы его поступков. Этот человек судил людей по себе – считал всех вокруг лжецами и пронырами. Горькую авторскую иронию можно усмотреть в том, что по факту Иуда часто оказывался прав. Тем не менее, другие апостолы и сам Учитель осуждали Иуду за его предубеждение к людям (хотя сами относились к нему с тем же предубеждением). Важно отметить, что такое отношение окружающих возымело эффект. Так, Иуда практически всегда говорит о себе в третьем лице, что можно считать признаком постоянного самоуничижения. Наблюдая за тем, как Искариот ведёт себя с Христом и другими апостолами, можно заключить, что в нём есть «молчалинские» черты – привычка лебезить и унижаться ради достижения собственных целей. В то же время создаётся ощущение, будто бы Искариот использует неправильные, плохие средства для осуществления благих намерений. Будто о нём сказано: «Благими намерениями дорога в ад вымощена».

Завершая рассуждение об образе Иуды Искариота, нельзя не сопоставить его с Петром и другими апостолами. Из диалогов учеников Христа ясно видно, как всеми ними движет низменное соперничество за место рядом с Учителем в Царствии Небесном. Они, и, в частности, Пётр, не жалеют сил, чтобы точно так же, как Иуда, выслуживаться и лебезить перед Иисусом. Однако Искариот не пытается казаться лучше, чем он есть, не притворяется «положительным» – это отличает его от Петра и даже возвышает над ним. Если остальные апостолы маскируют тщеславные намерения привязанностью ко Христу, то любовь Иуды каким-то образом совмещается с этим тщеславием – однако она абсолютно искренна.

В финале повести, когда Иуда последний раз приходит к апостолам и осуждает их за то, что они продолжают жить и удовлетворять свои земные потребности, когда Учитель мёртв, а после – вешается, наводит на определённые мысли о мотивах его предательства. Возможно, им руководило желание проверить апостолов на верность (Пётр проверку, кстати, не прошёл и отрёкся от Христа) и доказать учителю, что люди вокруг не такие хорошие, какими хотят казаться. В то же время не исключено, что Иуда предал, поскольку сам себя считал преданным – его подкосили нелюбовь и невнимание Учителя.

Итак, какими бы ни были мотивы Иуды, факт остаётся фактом: он – единственный ученик Христа, не пожелавший жить после его смерти. Образ Иуды неоднозначен, спорен, однако очевидно одно – он не лицемерил и не притворялся, в отличие от других апостолов, какими они описаны у Леонида Андреева.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *