Нравственные уроки рассказа «Уроки французского» (В.Г. Распутин)

(353 слова) Рассказ советского и российского писателя Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского» знаменит не только подробной ретроспективой послевоенного времени со всеми его тяготами и невзгодами, но и поучительной, нравственной подоплёкой. Рассказ учит в первую очередь тому, что в любой ситуации человеку следует оставаться человеком – это, пожалуй, главный и ключевой нравственный урок рассказа.

С одной стороны, Лидия Михайловна – учительница французского языка и классный руководитель главного героя в городской школе – в первую очередь преподаватель, наставник для детей. Она требовательна, но благосклонно относится к способным и старательным ученикам, таким, как главный персонаж рассказа. Мальчику явно с трудом даётся французское произношение, и Лидия Михайловна изо всех сил старается помочь ему с учёбой, оставляет после уроков, занимается с ним на дому. Вскоре учебные результаты ребёнка действительно становится лучше. Это характеризует Лидию Михайловну как добросовестного и старательного преподавателя.

С другой стороны, Лидия Михайловна обеспокоена не только и не столько успехами главного героя в изучении французского языка, сколько его финансовыми трудностями, крайняя бедность и нужда, в которых мальчик жил, когда оставил родную деревню, семью и переехал в город, вынудили его играть на деньги с компанией мальчишек. На вырученные суммы он едва ли мог позволить себе базовые продукты питания. За то, что новенький мальчик слишком быстро выходит из игры, старшие ребята его избили. Синяки и ссадины, увиденные на теле ученика, стали для учительницы последней каплей – она решилась нарушить субординацию и преподавательский устав. Когда мальчик отказался принять от неё финансовую помощь напрямую, она решила схитрить и предложила ему безобидную игру на минимальные деньги. Ребёнок сблизился с учительницей, увидел в её душе родственность и сочувствие, которых ему так не хватало, а вскоре наладилось и его финансовое положение. Однако, уличённая директором школы, Лидия Михайловна была вынуждена оставить работу и любимых учеников и уехать на родную Кубань.

Подводя итог рассуждения, важно сказать, что директор школы поступил так, как от него требовала должность, то есть, вроде бы добросовестно и честно. Однако гораздо более высоконравственным был поступок Лидии Михайловны, хотя он и шёл вразрез с правилами и школьными уставами. Таким образом, главный урок, который можно извлечь из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского», таков: в любой ситуации следует оставаться в первую очередь человеком, а уставы, правила и должностные обязанности вторичны.

Автор: Фаина Пастернак

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *