Сочинение: Нигилизм в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев)

(368 слов) Нигилизм, наряду с проблемой отцов и детей, занимает особое место в проблематике произведения Тургенева. Мировоззрение Базарова пронизывает весь роман писателя и становится одной из причин неразрешимого конфликта двух поколений. Попробуем разобраться, что же собой представляет нигилизм в произведении «Отцы и дети»?

Нигилизм — это философское течение, представители которого ставили под сомнение нравственные нормы, устои общественной и духовной жизни, сложившиеся идеалы и ценности. Широкое распространение в России этот термин получил именно благодаря произведению Тургенева «Отцы и дети». Общество конца девятнадцатого столетия называло нигилистами тех, кто выступал против религии, норм морали и желал разрушить сложившийся общественный строй.
Образ Базарова органично вписывался в атмосферу того времени. В 1850-х годах, когда крепостное право ещё не было отменено, в умах молодежи все более укоренялись идеи отрицания существующего порядка. В условиях нарастающего революционного движения, эти противники сложившегося строя отрицали даже искусство, считая его второстепенным при бесчисленных неразрешённых проблемах. Разночинец и демократ Базаров был лицом нового поколения, выбравшим философию отрицания как единственно для него возможную. Он отвергал искусство, духовность, религию, все идеалы, присущие либералам, признавая только материальные ценности и достижения науки. Даже природа была для него не храмом, а мастерской, в которой нужно возделывать, а не восхищаться красотой.

В семье Аркадия Кирсанова мировоззрение Евгения воспринималось по-разному: для Николая Петровича нигилист был тем, кто ничего не признаёт, а восхищённый другом Аркадий считал Базарова и его единомышленников непререкаемыми авторитетами, не склоняющимися ни перед какими авторитетами. Однако наиболее радикальное мнение об Евгении сложил Павел Петрович, главный идейный противник Евгения. Либерально настроенный и уверенный в правильности своих взглядов, он считал, что молодой Базаров ничего не уважал, и многочисленные споры не изменяли его мнения. Так или иначе, нигилизм Базарова был полноценным способом видения мира, чем-то большим, чем напускной образ отрицателя моральных ценностей. Ничего подобного нельзя было сказать про Ситникова и Кукшину, псевдонигилистов, которые не могли составлять круг единомышленников Базарова, как бы сильно того не хотели.
Несмотря на то, что Тургенев ставит Базарова выше многих других героев произведения, он не способен согласиться с его нигилистическими взглядами на мир. На протяжении всего произведения Евгений вынужден сталкиваться с испытаниями, заставляющими его вести постоянный внутренний спор о правильности своих выводов. Любовь к Одинцовой, как нечто высшее из всего духовного, открывает ему глаза на невозможность полного отрицания нематериального. Перед лицом высокого чувства его мировоззрение терпит поражение.

Автор: Дарья Маковеева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *