Сочинение: Образы помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо» (Н.А. Некрасов)

(769 слов) Одно из важнейших произведений в творчестве Н.А. Некрасова — поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней он рассказывает о тяжёлой доле русского народа и обличает угнетателей крестьянства. Рассмотрим наиболее яркие образы угнетателей, созданные Некрасовым в этом произведении.

В поэме сатирически изображаются антинародные силы. Помещики, управляющие, купцы, а также предатели народных интересов. Персонажи, противостоящие крестьянам, расположены в поэме по степени усиления их социально-психологической деградации: поп, помещики Гаврила, А. Оболт-Оболдуев, Шалашников, Поливанов, «последыш» князь Утятин, пан Глуховский и другие. Однако дворян Некрасов изобразил реалистично, без гротеска, свойственного, например, М.Е. Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим их образы подробнее.

Интересно, что автор не только создает в своём произведении антитезу «счастливых» верхов и «несчастливых» низов. Верхи тоже в каком-то смысле несчастны в том плане, что и они пребывают в кризисе, когда старое обрушивается, а новое ещё не определилось. Поэт замечает и демонстрирует несостоятельность, жалкость и отсутствие благополучия в как будто бы благополучной на первый взгляд жизни.

Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев — типичный крепостник, не изменивший своих привычек после реформы 1861 года. Он румяный, осанистый, полный; ему шестьдесят лет; имел седые усы, длинные, что создавало ему важный, солидный вид. В его облике чувствуется и молодцеватость. Гаврила Афанасьевич именитого рода: татарин Оболт-Оболдуев потешил государыню в её именины разными зверями двести с лишним лет назад. Его прапрадед по матери, князь Щепин пытался поджечь Москву с Васькой Гусевым: их казнили триста лет назад. Помещик живет в деревне безвыездно сорок лет и характеризует барскую и помещичью жизнь в прошлом и в настоящем. И рассказ о ней очень многогранен. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: о псовой охоте и роскошных пирах на праздники. В настоящем помещичье сословие переживает кризис: дворяне вроде Оболта-Оболдуева не могут приспособиться к новой жизни, потому что ничему не учились и ничего не умеют. Раньше он паразитировали на крестьянском труде и были беспечны, но теперь им приходится приводить хозяйство в порядок самим, изучать новые реалии и правила, а они совершенно не способны этого сделать. После многих лет праздности помещики потеряли саму способность к обучению. Речь героя — не просто обличение ленивого и глупого барина, который ставит себе в заслугу разумное руководство подневольными людьми. Она о всеобщей беде, обо всех захватывающем кризисе. И о том, что народ в этой ситуации, — единственная сила, полная здоровья, силы и красоты, которая является главным условием развития нашей страны и обновления жизни. Из речи родовитого помещика мы можем сделать вывод, что дворянское сословие деградирует и больше не может служить единственной опорой для государства.

Шалашников — уже более жестокий барин, который требует со своих крестьян очень многого. В отличие от Оболт-Оболдуева, он не пытается стать для крепостных «отцом» и благодетелем, не отмечает с ними праздники и не дарует милости. Он заинтересован только в прибыли — любой ценой. Особое внимание помещик уделял телесным наказаниям, которые должны были сделать людей более сговорчивыми и трудолюбивыми.

Одним из угнетателей народа является князь Утятин. Он олицетворяет упадок, вырождение помещиков. Это существо не только полуживое, но и полуживотное. Он выглядит странным, почти сказочным энциклопедическим персонажем. И описывается-то не столько он сам, сколько его незрячее око: именно оно, мёртвое, ненавидящее, — единственное, что живёт в нём. Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили, и ведёт себя так, как будто ничего не произошло. Стоит отметить, что мёртвая, отжившая система отношений, уложений, «привычек» держала в своих руках живые силы страны.

Поливанов стал воплощением помещика-самодура, поступки которого сложно интерпретировать логически. Он жесток не только по отношению к крестьянам, но и к своей семье. Выдав дочь замуж, он выпорол ее мужа и прогнал наследников «нагишом». Удовольствие герой находил в связях с крепостными девушками, которые были лишены права на отказ. Даже своего верного холопа Якова, который служил ему всю жизнь, барин бесчеловечно наказал: отдал его племянника в рекруты, чтобы самому позабавиться с его молодой невестой. За свою жестокость он был наказан: Яков отвез его в лес и повесился на его глазах, а парализованный помещик всю ночь отбивался от волков возле трупа своего слуги. Его образ внушает читателю омерзение.

Пан Глуховский — садист, наделенный привилегиями дворянина. В тексте не упоминаются многочисленные преступления этого убийцы, но автор дает понять, что этот герой замучил не одну сотню человек, раз превзошел даже разбойника Кудеяра. Сравнение барина с бандитом показало, что помещик ничуть не лучше и даже хуже вора, ведь он губит людей не из-за желания заработать денег, а просто так, забавы ради. Безнаказанность, вседозволенность и праздность дворян приводят к тому, что они превращаются в убийц и насильников: их ничего не сдерживает, им ничего не мешает проявлять самые порочные стороны своей натуры.

Таким образом, Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» многопланово показывает главных угнетателей народа — его прямых владельцев. Он демонстрирует их пороки и обличает их нравственное и духовное убожество, чтобы убедить современников в правильности отмены крепостного права и в необходимости совершенствовать реформы.

Автор: Юлия Киселева

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *