Сочинение: Мёртвые души в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

(617 слов) Крепостное право, превращавшее людей в представителей нового, нарождавшегося в России класса ─ буржуазии, предстало на страницах поэмы во всем своем уродстве. Оно умерщвляет щедрую и добрую русскую душу, поэтому и Чичиков, и его партнеры являются мертвыми душами, описание которых я постараюсь дать обстоятельно и кратко.

У каждого помещика-крепостника, к которому обращается Павел Иванович, есть какая-либо объединяющее их свойство, поэтому они легко находят общий язык. Что общего у делового, энергичного Чичикова с бесхарактерным, ленивым Маниловым? Их роднит одинаковая любезность в обращении с собеседником, а также страсть к прожектерству. Беспочвенные фантазии одного встречаются с подкреплёнными реальными делами мечтами другого. Манилов оставил хозяйство на приказчика, для которого главное ─ перины и пуховики. Он ничего не знает о своих крестьянах, даже сколько из них умерло.

Ноздрёв ─ страстная, увлекающаяся натура. Азартный игрок, гуляка. У него нет никаких моральных устоев. Главное ─ получить удовольствие, удовлетворить свои капризы. Ноздрёв — такой же авантюрист, как Чичиков. Поэтому в успехе сделки с Ноздрёвым он сомневается меньше всего.

Единство персонажей не нарушает и образ Плюшкина. Он ─ яркий пример того, к чему приводят всепоглощающая жадность и духовное разложение. Мы видим, как умный и трудолюбивый человек превратился в «заплатанного барина», «прореху на человечестве». Опустившийся Плюшкин словно убивает всё рядом с собой. Его хозяйство развалилось, умирают от голода крестьяне, в избах которых «крыши сквозят, как решето».Общее между Чичиковым и Плюшкиным ─ старание не упустить свою выгоду. Узнав о готовности Чичикова взять на себя расходы по купле-продаже душ, Плюшкин делает вывод, что тот совершенно глуп. Они ─ два сапога пара, несмотря на дикую алчность одного и показную щедрость другого.

Удачи в своей «негоции» Павел Иванович достигает ещё и потому, что всегда приспосабливается к поведению помещиков. Копирует их манеры, лексикон. Рассказывая о встрече героя с Коробочкой, Гоголь замечает, что в России по-разному разговаривают с владельцами двухсот, трёхсот, пятисот душ. С «дубинноголовой» Коробочкой Чичиков обращается бесцеремонно, проявляя лишь некоторую снисходительность. Грубоватому языку хозяйки соответствует отнюдь не изысканный разговор гостя.

Собакевич кажется Чичикову олицетворением твёрдости, основательности помещичьего быта, и в то же время он чувствует в нём родственную душу ─ такого же мошенника, поэтому разговор с ним начинает основательно, издалека, аккуратно подходя к своей цели. Торг прошёл успешно, но всё-таки Собакевич обманывает своего визави: в списке душ мужского пола оказывается одна женщина.

Чичикова объединяет со встречающимися ему людьми и их духовная нищета, безнравственность, и общие идеалы. Это связь прослеживается в образах не только помещиков, но и городских чиновников. Помещичьи усадьбы и город ─ две стороны одного тёмного несправедливого мира, который Гоголь безжалостно развенчивал с помощью сатиры. Уже не одно поместье, а целый город, целая губерния находятся во власти Плюшкиных и Маниловых. В губернии голод, неурожаи, болезни, драки, разбитые дороги, а губернатор занят вышиванием по тюлю. Слухи об авантюрах Чичикова и приезде нового начальства вызывают у чиновников настоящую панику. Видно, что их совесть нечиста. А прокурор даже умер от страха. Описывая эту смерть в комическом ключе, автор подчёркивает полную бессмысленность жизни прокурора: «Зачем он умер или зачем жил ─ об этом один Бог ведает».

Повесть о капитане Копейкине, с которым напуганные обыватели отождествляют Чичикова ─ прямое обвинение правительства в нагнетании страха, в потворстве произволу и жестокости уже в масштабах целой страны. Возмущённый незаконным обращением начальства инвалид, герой Отечественной войны офицер Копейкин становится атаманом разбойников в рязанских лесах. Кажется, что у Руси нет будущего, впереди только мрак и безысходность . Но Гоголь верит в светлое будущее своей родины, в её великое предназначение.

«Русь, куда же несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик, гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постараняются и дают ей дорогу другие города и государства».

Объездив со своим героем всю Россию, показав, что есть не только плохое, смешное, но и доброе, Гоголь написал книгу, которая стала новым словом в русской литературе, оказав большое влияние и на искусство в целом.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *