Мотив судьбы в романе «Герой нашего времени» (М. Ю. Лермонтов)
(378 слов) Мотив судьбы в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» является одним из ключевых. Он проходит через весь сюжет, находит своё завершение и полностью раскрывается в самой загадочной части произведения под названием «Фаталист», в которой офицер Вулич испытывает свою судьбу: заключив пари, он выстреливает себе в голову, однако оружие даёт осечку. Но в тот же вечер он всё равно погибает: его убивает пьяный казак.
Главный герой романа Григорий Печорин на протяжении всего романа задумывается о том, что такое судьба, какую роль она играет в его жизни, и сам себе задаёт вопрос – действительно ли всё в этой жизни предначертано силами свыше? Его нельзя назвать религиозным человеком, он не верит в иррациональное, однако всё время сомневается и думает о своём предназначении в этом мире, почему в тот или иной момент жизни он находится в определённом месте.
В главе «Княжна Мэри» Печорину приходит в голову мысль, что его роль в этой жизни – разрушать чужие надежды. Такая мысль появляется неслучайно. Все люди вокруг Григория страдают. Он думает, что всё контролирует, однако его «игра в Бога» приводит к ужасным последствиям – его флирт с княжной Мэри ломает судьбу девушки, Грушницкий, которого он просто хотел унизить, погибает на дуэли, история Веры заканчивается драмой. То же самое можно увидеть и в других частях романа – в главе «Бэла» девушка, похищенная братом, погибает.
В главе «Фаталист» Печорин иронизирует над людьми, которые верят, что «светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах», однако в глубине души сомневается, и поэтому затевает спор с Вуличем – он хочет проверить, действительно ли, если суждено свыше, человек погибнет. И так и происходит – Вулич в конце концов умирает.
Удивительно, но Григорий Печорин сам обладает способностью предчувствовать некоторые события: он заранее знает, что рано или поздно у него будет конфликт с Грушницким, «на узкой дороге им несдобровать», при знакомстве с Мэри чувствует, что в будущем она будет его любить, а также говорит Вере:
«Знаю, мы скоро разлучимся опять».
Он даже предчувствует свою смерть:
«Мне осталось одно средство: путешествовать. Авось умру где-нибудь по дороге».
Возвращаясь из Персии, он действительно умирает в цвете лет, хотя сам обладает крепким телосложением и ему, казалось бы, ещё жить и жить.
Таким образом, тема судьбы проходит красной нитью через весь роман. Григорий Печорин всё время сомневается – его мысли и рассуждения добавляют роману живности, и мы по-человечески сопереживаем ему и другим героям романа.
Автор: Мария Бокова