Мотив поэта и поэзии в лирике Пушкина (+ примеры стихотворений)
(445 слов) Поэт и поэзия — одна из традиционных тем мировой литературы. Ещё древнегреческие поэты вкладывали в искусство сакральный смысл: себя они считали проводниками между богами и людьми, а своё творчество — передачей божественных истин и ценностей. Тема «избранности» нашла своё отражение и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Более десятка стихотворений на тему поэта и поэзии входят в творческое наследие Пушкина. Среди них можно отметить такие работы, как «Пророк», «Поэт», «Эхо», «Поэту», «Лицинию», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» и знаменитый «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Каждое из этих произведений раскрывает различные аспекты поэтического творчества.
В стихотворении «Лицинию» поэт предстаёт как истинный гражданин, голос народа. Он противостоит порокам своего времени, выражает дух свободы и независимости, не принимает рабства, подлости и чинопочитания. Его главное оружие — это слово:
«Свой дух воспламеню жестоким Ювеналом, // В сатире праведной порок изображу // И нравы сих веков потомству обнажу».
Лирический герой осознаёт трагичность судьбы Рима, но винит в нём не внешние силы, а внутренний упадок, отказ от идеалов свободы. Он готов последовать примеру Ювенала, великого римского сатирика, и использовать свое творчество для обличения пороков. Своё слово поэт направляет потомкам, ведь именно они способны «отомстить» и «наказать» тех, по чьей вине Рим отрёкся от своих ценностей.
В стихотворении «Поэт» Пушкин использует приём антитезы и проводит чёткую грань между творцом и обычным человеком. В первой части поэт не одарён Музой и лишён вдохновения, он «малодушно погружен» в мирские заботы. Автор подчёркивает, что поэт без вдохновения чувствует себя самым ничтожным среди людей, скучает, тоскует.
«И меж детей ничтожных мира, // Быть может, всех ничтожней он».
Совсем иной образ поэта представлен во второй части стихотворения. Как только «божественный глагол» касается ушей творца, его душа пробуждается от холодного сна, он становится свободным, как орёл — символ величия, силы духа, истинной свободы. Подобно античным философам, Пушкин видит в поэтах божественное начало. Только они способны услышать голос божий, недоступный для обычных людей.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — это своеобразное подведение итогов жизни творца. Даже когда его тело умрёт, душа продолжит жить в памяти народа.
«Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, // И назовет меня всяк сущий в ней язык…»
Люди будут прославлять творца, потому что именно он своим словом «восславлял свободу», «милость к падшим призывал» и «пробуждал добрые чувства». Поэт исполнил свою великую миссию, был верен высшим идеалам, бескорыстно служил народу и пришёл к бессмертной славе. Как и в стихотворении «Лицинию», Пушкин обращает свой взор к будущему поколению.
В своих стихотворениях Пушкин создал образ поэта, избранного богами для исполнения великой миссии. Его цель в просвещении, воспитании и духовном совершенствовании общества. Взгляды Пушкина на роль поэта и поэзии в обществе оставили глубокий след в русской литературе и культуре. Будет справедливо сказать, что он сумел «воздвигнуть себе памятник нерукотворный» и остался в памяти многих поколений.
Автор: Софья Феофилова