Вера Павловна в романе «Что делать?» (Н.Г. Чернышевский)
(419 слов) Вера Павловна – ключевой персонаж романа Николая Гавриловича Чернышевского «Что делать?» На её образе, характере, поступках, взаимоотношениях с другими персонажами и снах фактически строятся все сюжетные линии произведения. Её персонаж в известной степени уникален: Н.Г. Чернышевский воплотил в ней и её мужьях тип так называемого нового человека – честного, трудолюбивого, с прогрессивными взглядами на жизнь. Согласно авторской концепции, только такие люди способны обрести личное счастье и принести обществу реальную пользу. С этой точки зрения образ Веры Павловны становится ещё более актуальным и интересным для анализа.
Внешние данные Веры Павловны не так важны, как образ её мышления и тип характера, однако их автор описывает не менее подробно. Читатель знакомится с семнадцатилетней Верочкой, смуглой стройной девушкой с прекрасными тёмными глазами и волосами. За такую внешность, как, впрочем, и за всё подряд, совершенно без повода, её унижает мать, обзывает «дурнушкой» и «цыганкой». Вообще отношения Веры Павловны с семьёй и особенно с матерью ужасны – та бьёт дочь по любому поводу, растит в лишениях и относится, по сути, как к товару, который желательно сбыть с рук как можно скорее. Таланты юной Верочки, все её заслуги и достоинства, в том числе внешняя красота и умение превосходно шить, остаются незамеченными, задавленными деспотичной матерью и совершенно пассивным отцом. В некотором смысле подобная атмосфера в семье повлияла на волевой, решительный характер девушки и её желание вырваться за пределы дома и жить по своим правилам. Парадоксально, деспотичная мать сформировала сильную дочь, стремящуюся к успеху и личному счастью и готовую ради них работать не покладая рук.
Вера Павловна раскрывается как персонаж во взаимоотношениях с Лопуховым и Кирсановым, первым и вторым мужем. Студент-медик Дмитрий Лопухов фактически спасает девушку, женится на ней и прерывает ненормальные взаимоотношения Веры Розальской с семьёй. При нём молодая супруга начинает заниматься тем, что сейчас мы бы назвали бизнесом, и открывает швейную мастерскую. Однако полностью потенциал Веры как личности, по авторской задумке, может реализоваться только рядом с любимым ею Александром Кирсановым, другом Лопухова. Первый муж был для девушки лишь средством спасения от загнивающей в своём деспотизме матери, хорошим другом, но не любимым мужчиной. Когда тот инсценирует своё самоубийство и уезжает из страны, Вера Павловна выходит замуж за Кирсанова, и её жизнь принимает новые обороты. Она начинает серьёзно заниматься медициной, расширяет швейный бизнес и полностью реализует концепцию Н.Г. Чернышевского о новом человеке.
Таким образом, персонаж Веры Павловны уникален – она отличается от предшествующих ей женских образов в русской литературе своей самодостаточностью, независимостью и личностной силой. В ней полностью реализуется авторское видение женщины — активно и равноценного партнера, который вносит в семью экономический вклад и имеет право на саморазвитие вне роли матери и супруги.
Автор: Фаина Пастернак