Сочинение: Москва в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)
(495 слов) Яркая, быстротечная, многогранная Москва. Почему именно этот город Воланд решил посетить со своей свитой? Какую роль играла столица в романе Булгакова, и как она повлияла на общую картину повествования?
Действия романа происходят в тридцатые годы двадцатого века в центре Москвы. Основные события произведения будут описываться в границах Садового и Бульварного кольца. Москва, такая серьёзная, богатая и одухотворенная снаружи и такая сатирическая и двуличная изнутри. На протяжении всего романа Михаил Булгаков отводит особое внимание краскам и границам территории, мест, локаций, чтобы читатель мог прочувствовать атмосферу города. Начиная от Патриарших прудов до «Нехорошей квартиры», мы путешествуем по Москве вместе с Мастером, Маргаритой, свитой Воланда и другими второстепенными персонажами.
Какие же чувства были у Воланда, когда он увидел Москву тридцатых годов? «Ничего не изменилось», — уверял властелин тьмы, но что осталось неизменным для него? Люди любят деньги, они легкомысленные, «обыкновенные, только квартирный вопрос испортил их». Внешнее различие москвичей и облика столицы резко бросается в глаза Воланду, но их привычки остаются прежними, что и тысячу лет назад. В том же городе Ершалаиме, который описывается в романе Мастера, человека всегда привлекали хлеб и зрелище, его стойкость всегда поддавалась искушениям.
Среди всей суматохи столичного ритма мессир становится наблюдателем, который сравнивает эпохи, времена, нравы, повадки. В театре Варьете, на представлении, Воланд даже разочаровывается, насколько сильно души людей прогнили, а жажда власти, денег и достатка затуманивают их и без того ограниченный разум. Мессир наблюдает, как люди набрасываются на модную одежду и деньги, которые оказываются просто иллюзией. Жажда заполучить всё и побольше вылезает наружу, что разочаровывает Воланда ещё больше. Вылавливая чиновников из мира искусства, властелин тьмы вершит правосудие, отправляя пьяницу Лиходеева в Ялту, а Варенуху превращая в вампира. Столь жестокий способ помогает прийти к справедливости, ведь, по словам Воланда, только зло может победить истинное зло.
Внешний облик Москвы имеет и саркастический облик. Михаил Булгаков на протяжении всего романа высмеивает Москву, меняя местами названия, отмечая детали и подписи. Автор придумает и новые локации, как например, Массолит, место для объединения литераторов, в котором отличают писателя от обычного гражданина удостоверением писателя. Его представители — приземленные и ограниченные личности. На собраниях они обсуждают не новые произведения или имена писателей, а насколько свежей сегодня подавали рыбу в ресторане? Несправедливость московской иерархии подчеркивается Михаилом Булгаковым не в грубой форме, а в сатирическом формате. Однак, эта проблема очень острая и значительная, ведь, по сути, судьбы простых талантливых людей, как Мастера, вершат непрофессионалы, а узколобые празднолюбивые личности. Именно из-за их некорректной критики и насмешек Мастер и сжигает свой роман.
Аромат весенней майской сирени прослеживается как в Москве, так и в Ершалаиме, создавая невидимую нить между добром, которое борется с Понтием Пилатом и Злом, которое наводит беспорядки в Москве. Мелкие детали в образе столицы отражаются и во внутреннем состоянии главных героев. Так, «жёлтые, грязные» стены встречаются в переулке в тот день, когда Мастер впервые встречает Маргариту. Этот тусклый цвет выражал внутреннее одиночество персонажей.
Город невольно становится не только местом действий, но и прямым участником всех происшествий, влияя своими трамвайными путями на судьбу Берлиоза, показывая представления свиты Воланда и пакости в «нехорошей квартире» на Садовой, 302-бис.
Автор: Полина Чернышова