Сочинение: Мое отношение к Базарову (по роману «Отцы и дети» И.С. Тургенева)

(345 слов) Роман «Отцы и дети» был задуман И.С. Тургеневым в 1860 году, написан 30 июля следующего года. Прототипом Евгения послужил некий доктор, о чем писал сам автор: 

В основание главное фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. «…» В этом замечательном человеке воплотилось – на мои глаза – то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма.

К герою сложно относиться без симпатии, тем более, что его любит сам создатель. Это видно, например, из описания дуэльной сцены: пейзаж представляется глазами Базарова, но никогда глазами Павла Петровича Кирсанова. Для Тургенева пейзаж – не просто фон для развития фабулы, но отражение внутреннего мира героев. Величайший русский пейзажист доверяет свое мастерство Евгению, при этом его визави удостаивается лишь описания нарядов. Первый попадает, не целясь, второй целится и не попадает. Разум и широкий кругозор противопоставлен ограниченности и внутренней пустоте. 

Базаровский нигилизм кажется здоровым, а он сам – самобытным и рационально мыслящим человеком. Он идет против консервативного уклада семьи Кирсановых, отстаивая свою позицию, но не навязывая ее, сохраняет честь и достоинство. Как ученый, он не забывает о науке, постоянно работает, в отличие от товарища, который «сибаритствует». 

Интересно проследить, как меняется мировоззрение героя. Через весь роман проходит тема вскрытия. Он пытался все понять, все «вскрыть», всему найти объяснение. «Строение глаза известно, в нем нет тайны», «все деревья в лесу одинаковы» и т.д. Никто не может оспорить его, кроме самой жизни. После неудачи с Одинцовой он уходит в лес как в «храм», а не «мастерскую», находит конкретную осину, «рядом с которой не скучно». 

Я твердо убежден, что тургеневский персонаж опередил свое время, задал тон поведения для молодежи 1860-х. Такие люди нужны России. Но они должны думать и о себе. Конец романа знаменует крах убеждений героя, раскрывает в нем чувственную, эмоциональную сторону. Ф. Ницше выделял в культуре два начала: дионисийское (женское, чувственное) и аполлоническое (мужское, разумное). Блистательный пример Базарова подтверждает, что для здоровой, продуктивной и счастливой жизни необходимо их гармоничное сосуществование. 

Я люблю Базарова и сочувствую ему. Преклоняюсь перед ним и критикую его. Он помогает углубиться в природу человеческих страстей, разобраться в механизмах координации мозга и сердца. Он учит быть смелым, независимым, ироничным. Он учит жить.

Автор: Александр Ладонцев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *