Портрет героя в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина (+цитаты)

(496 слов) Рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина, написанный в 1973 году, – это история о жизни маленького мальчика в тяжёлое время после окончания Второй мировой войны. Главный герой является не только прототипом самого автора, но и собирательным образом всех детей послевоенного периода. Рассмотрим портрет мальчика, мозаично собранный из описания внешности, привычек и образа жизни.

Рассказ «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина интересен читателю тем, что повествование ведётся от лица одиннадцатилетнего мальчика. Мы не знаем имени главного героя, но, кажется, это совсем неважно, ведь наше воображение живо рисует портрет ребёнка, показывая его поступки и мироощущение.

В самом начале произведения герой описывает свой образ жизни. Мальчик учится в пятом классе районной школы, которая находится за пятьдесят километров от родной деревни. Живёт он у знакомой своей матери и в свои одиннадцать лет считает себя самостоятельным. Действительно, детям военного и послевоенного времени приходилось становиться взрослыми очень рано, особенно если в семье не было отца, как и у главного героя. В школе мальчик учился хорошо. Не давался ему только французский язык, а точнее произношение. Лидия Михайловна, учительница, отчаянно билась над носовыми звуками и сочетаниями гласных, однако всё было напрасно.

Свою внешность мальчик описывает глазами учительницы французского, как бы вставая на её место: «тощий диковатый мальчишка», «разбитое лицо», «обвислые плечи», «застиранный пиджачишко», «перешитые из отцовских галифе штаны»… Становится ясно, семья мальчика живёт бедно. Он мало кушает, поэтому выглядит очень худеньким и даже костлявым. Школьную одежду приходится шить из старых вещей отца, так как на новую попросту нет денег. В те годы так жили многие. В семье главным кормильцем и хранителем очага была женщина. Люди жили одной лишь верой в скорое наступление лучшего будущего, стараясь дать всё, что в их силах, своим детям.

О собственном характере мальчик говорит так: «от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка». Однако он стремится быть похожим на своего отца, хочет стать смелым и решительным, брать на себя ответственность и не бояться преград на пути. Читатель видит мальчика целеустремлённым и сильным духом, ведь, оценивая свои трудности с французским языком, он соглашается на дополнительные уроки с Лидией Михайловной. Кажется, он отлично справляется с поставленной целью – получить образование и помочь своей семье. Главный герой ещё и надёжный товарищ, который не выдаст тайну, чтобы оправдать синяки перед учителем, что читатель может увидеть в одной из сцен рассказа.

Главным увлечением мальчика были азартные игры. В них он видел возможность заработать и облегчить жизнь своей матери. Ещё в деревне местные жители говорили, что у нашего героя «счастливый глаз». Однако одной удачи мало: без отточенных движений проиграть драгоценную пятёрку рублей было очень легко. И здесь мальчик проявил силу своего характера. Он каждый вечер тренировался, бросая шайбу, чтобы выходить из игры с другими ребятами победителем.

Таким образом, главный герой в рассказе «Уроки французского» В.Г. Распутина – это обычный мальчик одиннадцати лет, на чью долю выпали трудности, справиться с которыми не всегда может даже взрослый. Литературный персонаж является отражением послевоенной эпохи. Он худощав и беден, но, несмотря на это, не перестаёт быть живым человеком, не перестаёт быть ребёнком! Мальчик мечтает, стремится к поставленным целям и находит время для забав со сверстниками.

Автор: Дарья Барановская

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *