Сочинение: Маленький человек в произведениях А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

(290 слов) Трагическая судьба «маленького человека» и глубокое сострадание к нему часто являлись основой произведений русских писателей девятнадцатого века. «Маленький человек» — это тип литературного героя с невысоким социальным положением и происхождением, который не одарён выдающимися способностями и не отличается силой характера, представляя собой совершенно безобидного и трусливого человека, не причиняющего никому вреда.

Так, в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» представлен конфликт мелкого служащего с мощной государственной машиной, олицетворенной в образе Петра. Разумеется, в этой схватке герой терпит поражение, ведь он напуган и обессилен от неспособности что-либо изменить. Пушкин видит в Евгении не просто бедного чиновника с мещанскими интересами, а такого же человека, как и он сам — способного мечтать о долгожданном счастье с любимой девушкой. Так, писатель открывает в бедном чиновнике романтическую натуру, новый драматический характер. В этом проявляется сочувствие Пушкина к маленькому человеку.

Через пару лет Н.В. Гоголь продолжит развитие этой темы, но уже представляя «маленького человека» в ином свете, В повести «Шинель» образ «вечного титулярного советника» Акакия Акакиевича Башмачкина заставляет задуматься уже не о государственной системе, в которой нет места нуждам обыкновенных людей, а скорее о скудном внутреннем мире самого героя, его смирении и покорности. Несмотря на то, что автор сочувствует Башмачкину, изображая его жертвой бездушия и произвола, он, тем не менее, видит в нем умственную ограниченность и посмеивается над ним. Не внутренняя сила, а только шинель способна возвратить Башмачкину чувство собственного достоинства. Гоголь понимает несостоятельность возможностей своего героя, но дает ему попытку противостоять жестокому бюрократическому обществу. Однако в мире Акакия Акакиевича личность, бросающая всем вызов, может жить только после смерти, на что и указывает нам автор фантастической концовкой.

Таким образом, несмотря на разное отношение к маленьким людям, и Пушкин, и Гоголь, создавая подобные образы, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что даже самые обыкновенные люди достойны сочувствия и внимания.

Автор: Софья Брудкова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Adblock
detector