Лишний человек в литературе
(447 слов) Лишний человек – уникальный тип персонажа литературного персонажа, в русском искусстве в основном представленный в творчестве авторов XIX века. Этот феномен литературоведы изучают и по сей день, несмотря на его кажущуюся нереалистичность и эстетическую непривлекательность.
Впервые в русской литературе термин «лишний человек» появился в середине XIX столетия, несмотря на то, что сам образ в литературе воплощался и раньше. Его ввёл в употребление писатель и публицист Иван Сергеевич Тургенев, опубликовав в 1850 году «Дневник лишнего человека». С тех пор не только сам термин, но и закрепившийся за ним образ прочно укоренились в литературе, и во второй половине века русское искусство породило целую плеяду «лишних людей».
На примере появления этого образа легко прослеживается излом человеческого мировоззрения на рубеже первой и второй половин XIX века. Вплоть до 1840-х годов в литературе господствовал романтизм, в ранних своих формах близкий к сентиментализму. Это и культ чувства, и уникальный герой, пылкий и страстный, обособленный от общества, ополчившийся на действительность. Эпигоны романтизма продолжали творить в этом духе вплоть до конца века, однако уже в середине 1820-х годов общественные настроения начали меняться.
Кризис мировоззрения пришёлся на этот период не случайно – в 1825 году новая власть в лице Николая I подавила восстание декабристов. Культ чувства и революционная освободительная идея начали вырождаться в байронический романтизм скучающих циников и эгоистов, отчужденных от общества в силу своей холодности, а не пылкой, страстной устремленности к идее.
Так, классическими характеристиками лишнего человека являются душевная усталость, скука, внутренний скептицизм, рожденные личным ощущением полного интеллектуального и нравственного превосходства над окружающими. К этому примешиваются нарочитый цинизм суждений и холодность – и революционный романтик Чацкий («Горе от ума») вырождается в Онегина («Евгений Онегин») и Печорина («Герой нашего времени»), «больные порождения века».
Итак, лишние люди появились из «поздних романтиков», ещё не потерявших веру в собственную революционную идею, но отвративших от себя общество слепым следованием за ней. Таков пресловутый Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», например. В противоположность ему русская литература второй половины XIX века породила таких как Онегин, Печорин, Базаров («Отцы и дети»), Бельтов («Кто виноват?»), разочарованных в жизни циников. Разумеется, тип предполагает не полное совпадение характеров, но уникальность каждого персонажа через своеобразие типических черт. Так, например, большинство лишних людей проходят «проверку» любовью. Чацкий разочаровался в Соне, выбравшей покорного лжеца Молчалина. Базаров не прошёл проверку, отказавшись от своей концепции в пользу любви к Одинцовой. Печорин и Онегин, как апофеозы лишних людей, любить оказались вовсе не способны и потеряли возможность быть счастливыми. Среди этих сюжетов выделяется роман А.И. Герцена «Кто виноват?» и его герой – Владимир Бельтов. Его уникальность в умении искренне любить. Обрести счастье с Круциферской Владимиру помешала лишь его нравственная слабость по сравнению с сильной женщиной, которую он полюбил.
Итак, лишний человек – ключевой социально-психологический тип в литературе XIX века, «выродившийся» из позднего романтизма в период всеобщего мировоззренческого кризиса.