Сочинение: В чём причина трагического одиночества Базарова? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)
(498 слов) Евгений Базаров — главный герой романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Он сын лекаря, окончил университет, всерьёз увлечён науками. Базаров — независимая личность, лидер, способный вести за собой людей, противник дворянства и рабства. Он считает себя нигилистом. Нигилизм Базарова заключается в отрицании всех устоявшихся традиций, норм и принципов: нравственности, семьи, любви, религии, искусства. Он воспринимает природу, как предмет для научных опытов, но не как главную форму существования всего живого. Его идеалами являются рациональность и логический подход к жизни, материализм и точные науки. Он сильный, целеустремлённый и волевой, уверенный в себе, умный и верный своим идеям. Но почему же такой одаренный и особенный герой трагически одинок?
Нельзя сказать, что Евгений был одинок всегда. У Базарова были не друзья, но поклонники. Например, Аркадий, Ситников и Кукшина. Евгений и Аркадий со временем отдалились друг от друга: Аркадий, поначалу питавший симпатию к Евгению и разделявший его идеалы, не чувствовал в нём поддержку, а лишь холодность и неприступность. Остальные последователи Базарова были просто его подражателями, но он порицал это в людях. На самом деле Базаров находился в поиске действительно родственной души — такого человека, который бы разделял его точку зрения и верил в его идеи. Но подобных людей в его окружении не находилось. Кроме того в Базарове есть такие черты, как неудержимость, эгоизм и самолюбие, резкость и грубость в суждениях. Его не трогают чужие чувства, он не жалостлив. А потому людям не очень-то приятно общаться с ним.
Судьба заставляет Базарова пройти через испытания, чтобы он проверил истинность своих идей. Он не справляется со сложностями, и его идеалы терпят крах. Когда в нём проснулись чувства к Анне Одинцовой, Базаров стал ощущать в себе двойственность: в его душе стал назревать конфликт. Теперь он чувствовал, будто бы что-то «вселилось» в него — то, что он всегда высмеивал. Одна его часть продолжала отрицать всё духовное и высокое в любви, а другая — тянулась к таинственности и одухотворённости прекрасного чувства. В этой противоречивости выражается дисгармония личности Евгения.
Трагедия Евгения заложена глубоко в его душе: он хотел и искал любви, но, к сожалению, он не был способен на искренние, серьёзные и высокие чувства. Базаров был обречён на одиночество, потому что остался непонятым окружающими людьми. Он был «новым человеком» для общества, которое нуждалось в свежих идеях и мыслях. Но взгляды Евгения оказались неверными, общество их не приняло. Молодой человек разочаровался в своих идеалах и был обречён на гибель, которая не была случайной: главный герой не мог дальше жить с ложными убеждениями.
Только перед смертью Базаров предстал в романе настоящим — человеком, осознающим свои ошибки. Умирая, Базаров начинает чётко понимать бесполезность жизни, которую он прожил. Смерть в итоге оказалась сильнее его. Это означает, что не всё возможно преодолеть при помощи своих сил. Природа является тем единственным, что нерушимо и вечно, но Евгений считал, что ею можно лишь пользоваться в собственных целях. Теперь Базаров ощущает её силу. Он чувствует себя маленькой песчинкой, никем не замеченной в пространстве вечности. Герой согласен слиться с миром, который всё время отрицал. Только теперь мир отвергает его — после смерти его отделяет железная ограда. И он вновь одинок, каким был и при жизни.
Автор: Диана Танцур