Сочинение: Композиция в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(498 слов) Комедия «Горе от ума» подарила отечественной литературе не только множество крылатых выражений, надолго оставшихся в памяти русского народа, но и правдивую картину нравов русского общества начала 19 века. Александр Сергеевич Грибоедов описывает высший свет во времена крепостного права. Тема сложная, требующая от автора мастерского владения формой. Поэтому комедия Грибоедова «Горе от ума» имеет уникальную композицию, которая держит читателя в напряжении до самого финала. Рассмотрим поподробнее, какой является композиционная структура произведения Александра Грибоедова.
Писатель старался сделать свое произведение максимально жизненным и правдивым, поэтому нарушил традиционные законы классицизма. Он ввёл не одну сюжетную линию в повествование, как было принято, а целых две: социальную и любовную. Соблюдение принципа «трёх единств» можно проследить в комедии лишь частично. Так, писатель решил соблюсти единство времени и единство места: дом Фамусова, все события уместились в один день. А вот от единства действия Александр Грибоедов отступил. Как известно, согласно принципам классицизма, конфликт, вызванный пороком героя в начале произведения, разрешается в конце повествования и исчерпывается. При этом виновник конфликта получает заслуженное наказание. В комедии Александра Грибоедова можно проследить обратную ситуацию. Так, читатель сначала замечает возникновение любовного конфликта, после этого становится заметным протест Чацкого против общества — конфликт социальный. Сюжетные линии развиваются, не пересекаясь друг с другом. Единство действия нарушается. Можно заметить, что социальный конфликт так и остаётся незавершенным, а любовный разрешается отказом Софьи главному герою. Не найдя себе места в фамусовском обществе, Александр Чацкий покидает дом Фамусова. Финал остается открытым: судьбы героев неизвестны, хотя вопросов к ним осталось много.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» является довольно ритмичной, она имеет своеобразный темп, и это придаёт ей музыкальность. Читатель замечает в произведении наличие своеобразных остановок. Например, такой остановкой является высказывание Скалозуба о солдатах и гвардейцах. Кроме того, уникальность композиции комедии «Горе от ума» состоит в том, что все повествование пронизывают мотивы глухоты и падения. Так, например, Фамусов гордится, рассказывая о своем дяде, который падал с лошади только для того, чтобы рассмешить императрицу. Кроме того, читатель замечает, что довольно часто спотыкаются Репетилов и Молчалин, а также Софья падает в обморок. А вот тему плохого слуха можно проследить в высказываниях Хрюминой. По мнению героини, глухота является большим пороком. Интересно выглядит то, как Фамусов закрывает свои уши для того, чтобы не слушать прогрессивных речей Александра Чацкого.
Экспозиция данного произведения представлена в первом действии до момента прибытия Александра Чацкого. Именно до этого события автор подробно описывает жизнь Софии, а также происходит подготовка к развитию проблемы. Любовный конфликт развязывается в 7-9 явлениях — после того, как прибыл главный персонаж. Весьма необычно то, что финальное действие комедии представляет собой кульминацию. Именно здесь происходит развязка любовного конфликта, и к главному герою приходит «отрезвление».
Особенности комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» состоят и в том, что русский писатель объединил в единое целое все сцены и эпизоды практически произвольно. Если в пьесах классицизма композиция строго линейная, одно событие порождает другое, то в «Горе от ума» фрагменты связаны то с одним конфликтом, то с другим, и такой четкой линии сюжета уже нет. Грибоедов не пожалел художественного времени и очень подробно описал каждого своего героя, что позволило ему сделать произведение очень увлекательным и насыщенным.
Автор: Виктория Комарова