Сочинение: Образ портрета в повести Н.В. Гоголя «Портрет» (Н.В. Гоголь)
(477 слов) Повесть «Портрет» — одно из самых жутких, но в то же время самых впечатляющих произведений, входящих в цикл Н.В. Гоголя «Петербургские повести». Поэтому читателю очень интересно познакомиться с образом таинственной картины.
Сначала рассмотрим путешествие полотна по сюжету произведения. Самый известный ростовщик города, знаменитый тем, что все его клиенты «оканчивали жизнь тяжелым образом», заказал свой портрет художнику из Коломны. Картина получилась настолько точной, что как будто оживала на глазах зрителей, и, казалась, заключала в себе душу натурщика. Дурная слава продолжала преследовать полотно и после смерти заказчика (ростовщика). Картина необъяснимо губила жизнь каждого своего обладателя (к примеру, Чарткова), в том числе и самого художника.
Портрет в произведении служит олицетворением нечистой силы, пороков, преследующих человека всю жизнь, в частности, корыстолюбия. Особенно остро данная проблема находит отражение в искусстве, ведь только истинный художник способен устоять перед искушением и не предать творчество ради наживы. Неслучайно на злополучной картине изображен именно ростовщик: не одну человеческую жизнь загубили проценты от займов. Сколько душ развратило богатство от них? Данное ремесло отлично символизирует корысть, жадность и алчность.
Стоит заметить, что каждая деталь внешности таинственного героя по-своему имитирует «желтый оттенок», создавая у читателя ассоциации с золотом – тем самым металлом, погубившим Чарткова: «лицо бронзового цвета» или «пламенный полдень», запечатленный в чертах ростовщика. Восточная национальность и азиатские детали его образа, к примеру, «широкое платье», навивают читателю мысли об арабском базаре, наполненном блеском драгоценных камней и славящемся роскошью персидских ковров. Это вновь заставляет вспомнить вечные пороки, которыми может наделить богатство.
Этническая характеристика ростовщика («был он нации: индеец, грек, персиянин» — никто не знал) также указывает и на другой не мало важный факт. Религия чужеземца была не православной. Писатель отмечает, что «хоронили его по законам его религии», создавая ощущение таинственности ритуального обряда, не дающего душе процентщика покинуть этот мир. Данная подробность привносит дьявольский подтекст в эту историю. Каждая черта наружности ростовщика, изображенного на портрете, производила ужас на наблюдателей, создавая демонический образ, к примеру, «густые нависшие брови», но особо важную роль здесь играет другая деталь лица персонажа. Не зря говорят, что глаза — зеркало человеческой души. У Гоголя эта поговорка обретает некий физический смысл. Первым, на что обращает внимание каждый созерцатель полотна, так это на них, и именно они первыми как бы выходят из рамы, когда старец оживает в спальне Чарткова. Как раз эти «чудные глаза», вызывающие «странное отвращение», так реалистично прорисованные художником, заставляют его отказаться от дальнейшей работы над портретом. Кажется, в них заключается вся дьявольская сила картины. Глаза олицетворяют душу ростовщика. Не случайно писатель использует глаголы («глядят») и прилагательное «живые» при описании портрета, рисует их жуткими, бесноватыми, стараясь указать на то, что лукавая душа ростовщика до сих пор жива, и нечистая сила действительно влияет на судьбы обладателей картины.
Портрет – это не только узнаваемая часть фабулы данного произведения, но и главный инструмент, с помощью которого писатель очерчивает мораль повести. Неспроста история заканчивается тем, что портрет вновь исчезает, ведь нечистая сила всегда будет испытывать человеческие души, но итог этой борьбы может определить лишь сам человек.
Автор: Камилла Зялалетдинова