Сочинение: Характеристика Пискарева в повести «Невский проспект» (+ таблица с цитатами)

В произведении «Невский проспект» Николай Васильевич Гоголь создал яркие и интересные образы. Главным персонажем повести является художник Пискарев. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим поподробнее характеристику этого героя. Приятного просвещения!

Вариант 1

(459 слов) Жизнь героя повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» – бедного художника Пискарёва – оборвалась быстро и неожиданно. Несмотря на то, что он является главным героем произведения, его влюблённость и самоубийство, описанные автором, прошли будто по касательной к сюжету, как если бы были незначительными эпизодами. Тем не менее, образ Пискарёва необычен и точно заслуживает анализа.

О внешности героя и его жизни известно мало. Читателю не известны ни имя персонажа (только фамилия – Пискарёв), ни история его семьи, его детства. Мы знаем наверняка лишь то, что Пискарёв – бедный одинокий молодой художник из мещан. Он пытается следовать каким-то веяниям молодёжной моды, однако его сюртук вечно запачкан краской. Пискарёв вообще не производит впечатления классического представителя развращённой петербургской молодёжи – наоборот, он кажется замкнутым, простым и невзрачным, особенно на фоне своего друга, поручика Пирогова.

Весь спектр чувств и эмоций, вся глубина внутреннего мира молодого художника открывается читателю после того, как герой влюбляется в молодую проститутку. Его уязвляет то, что чувства в нём пробудила публичная женщина, однако он всеми силами души извиняет ей это, идеализирует девушку и её красоту, возвышает и облагораживает её в собственных глазах. Такая идеализация любимого человека в известной степени свойственна всем молодым людям, однако у Пискарёва она доходит до мании. Художник не может думать ни о чём и ни о ком, кроме своей возлюбленной. Раз увидев девушку во сне, юноша стал окончательно одержим её образом и стремился спать больше, чтобы видеть любимую во снах как можно чаще.

Такая маниакальная одержимость случайно увиденной женщиной не могла не отразиться на внешности и характере Пискарёва. Нарушенный до крайности режим сна привёл его к бессоннице. Молодой художник пошёл на крайние меры и начал принимать опиум для борьбы с ней, бессонницей. Наркозависимость и постоянное сомнамбулическое состояние привели к тому, что Пискарёв вскоре начал внешне походить на живой труп и менее всего напоминал человека, полного жизни. Так невинная влюблённость, неожиданно превратившаяся в маниакальное влечение, постепенно вытеснила из души Пискарёва всё человеческое, убила в нём ребёнка, которого он так напоминал своей наивностью, невинными действиями и чистыми помыслами.

Конец жизни молодого художника ознаменовался хрестоматийной для русской литературы сценой: Пискарёв яро осудил свою возлюбленную – публичную женщину – попытался добиться ответа на вопрос, как она докатилась до жизни такой, и выразил стремление забрать её из публичного дома. Позже, уже после Н.В. Гоголя, подобные сцены будут в произведениях Ф.М. Достоевского («Записки из подполья»), А.И. Куприна («Яма») и других. Финал этих эпизодов от книги к книге неизменен – проститутка оказывается не в силах изменить себя и свой образ жизни.

Потерпев неудачу, уже далеко не здоровый ментально художник совершает самоубийство. Так прерывается недлинная жизнь Пискарёва, извращённая, перевёрнутая с ног на голову случайной влюблённостью в публичную женщину. Таким образом, новаторство Н.В. Гоголя заключается в том, что он показал жизнь молодого человека в перспективе, проследил его путь от бедного, но здравомыслящего художника до полубольного наркомана, одержимого чувствами.

Вариант 2

(478 слов) В образе Пискарева автор изобразил очень ранимого, сентиментального и творческого человека. Пискарев является художником, поэтому весьма не удивительно, что он смотрит на мир совершенно другими глазами. В окружающих его событиях и явлениях он видит нечто мистическое и возвышенное. Будучи сентиментальной личностью, Пискарев восхищался даже мелкими деталями.

Персонаж по характеру очень скромный, он не выражает даже надежду, что когда-то сможет встретить свою судьбу. Перед читателем предстаёт очень романтичная натура, которая противопоставляется циничной петербургской жизни. Писатель сам подчеркивает возникший контраст между своим героем и северной столицей. Для Пискарева особое значение имели высокие моральные принципы. Об этом свидетельствует момент, когда Пискарев гулял со своим товарищем, фамилия которого Пирогов. В один прекрасный момент приятели заметили двух прекрасных девушек, они очень им понравились. Пирогов просто желал позабавиться с красавицей. А Пискарев жаждал самой искренней и чистой любви. Он решил проследовать за девушкой. И здесь происходит очень неприятная ситуация. Пискарев узнал, что она работает в публичном доме. Он так мечтал построить с ней счастливое будущее, но это открытие сильно его разочаровало. Он обдумывает увиденное и решает протянуть руку помощи падшей женщине. Он готов закрыть глаза на ее статус и дать ей возможность начать жизнь с чистого листа. Пискарев очень хочет, чтобы девушка больше не работала в борделе и стала его музой. В ответ она говорит, что её устраивает нынешняя профессия, ведь она работает не швеей и не уборщицей. Девушка не желает ничего менять. Она лишь посмеялась над незадачливым визитером. Ее слова сильно ранили художника. На протяжении четырёх дней персонаж лежал в своей квартире, а на пятый умер.

На похороны главного героя никто не пришел, даже Пирогов не соизволил явиться. Пискарев не был общительным человеком, он не представлял для окружения особой значимости. Персонаж умер, так как мир, в котором он жил, не соответствовал его идеальным представлениям. Автор продемонстрировал циничный город, в котором не могут найти себе места люди с тонкой душевной организацией. В то же время автор показал утрированную чувствительность, которая вызывает не столько сострадание, сколько недоумение. Знакомство с женщиной из публичного дома не должно было так ранить психически здорового человека. Да и разочарование — это не повод для черной меланхолии. Пискареву были присущи чрезмерная неуверенность в себе и робость. Из-за слабости своего характера персонаж был не в состоянии стерпеть боль и преодолеть трудность. Он был способен на искренние чувства, однако они не смогли выдержать столкновения с суровыми законами действительности.

Возможно, жизнь Пискарева сложилась бы совсем по-другому, если бы девушка, которая ему понравилась, имела приличную профессию и ответила ему взаимностью. Как известно, приятные эмоции существенно влияют на общее настроение человека. Благодаря им главный герой мог бы писать картины с глубоким смыслом. Однако Пискарев в таком союзе мог бы опять найти повод для депрессии и слечь от огорчения в постель. Ведь невозможно жить полноценно, не умея контролировать свои эмоции и приходить в норму. Видимо, такие люди нежизнеспособны. И автор показал в своей повести две крайности, ни одна из которых не может дать человеку счастья.

Черты характера Пискарева Цитаты
Наивность, робость, скромность

«…бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный…»

Доброта и беспечность

«…это большею частию добрый, кроткий народ, застенчивый, беспечный, любящий тихо свое искусство, пьющий чай с двумя приятелями своими в маленькой комнате, скромно толкующий о любимом предмете и вовсе небрегущий об излишнем.»

Психическая нестабильность Герой не смог выйти из депрессивного состояния, хотя в его жизни ничего особенного не произошло
Трудолюбие и талант

«…они с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант…»

Вера в лучшее

«Правда, я беден, – сказал, наконец, после долгого и поучительного увещания Пискарев, – но мы станем трудиться…»

Чувствительность

«…в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя.»

Непорочность и чистосердечие

«…мысли его были совершенно чисты, как мысли ребенка.»

Способность искренне любить

«…та, за один небесный взгляд которой он готов бы был отдать всю жизнь…»

Автор: Виктория Комарова

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *