Сочинение: Характеристика Маши Троекуровой в романе «Дубровский» (+ таблица с цитатами)

Роман «Дубровский» — одно из самых парадоксальных произведений А.С. Пушкина. Многих читателей удивляет и озадачивает финал, где Марья отказывается от спасения и любви, выбирает долг вместо счастья. В наши дни сложно такое представить. Многомудрый Литрекон знает, что характеристика Марьи Троекуровой поможет читателю лучше понять героиню и сюжет книги. Приятного просвещения!

Вариант 1

(386 слов) В романе А.С. Пушкина «Дубровский» представлен лишь один ключевой женский персонаж – Марья Кириловна Троекурова. Писатель уделяет ей не слишком много внимания, но это не делает ее менее важной фигурой. Наследница Татьяны из «Евгения Онегина», образ идеальной русской женщины – она сочетает в себе множество прекрасных черт.

Наверное, начать стоит с внешности. В отличие от вышеупомянутой Татьяны Лариной, которая находилась в тени сестры Ольги, Маша наделена более привлекательной наружностью. Красота Маши очаровывает всех окружающих. Ей семнадцать лет, и она «в полном цвете»: в нее влюбляется Дубровский, а также ее будущий муж – князь Верейский. Она обладает не только тонким станом, но и тонким вкусом, поэтому выглядит скромно, но так притягательно.

Живет Марья Кириловна в Покровском вместе с отцом, матери она лишилась вскоре после рождения. Родителя она любит, тот отвечает ей взаимностью, пусть и бывает груб. Из деревни она почти не выезжает, подруг не имеет. В свободное время занимается чтением, музыкой, вышиванием на пяльцах, прогулками. Поет девушка хорошо, имеет музыкальный вкус, прочим книгам предпочитает романы. В детстве за ней присматривала французская гувернантка, мамзель Мими, так что Маша уверенно владеет французским языком. Она даже помогает отцу с переводом, когда у них на пороге появляется «мсье Дефорж», якобы не знающий русского.

Судьба Марьи Кириловны складывается не самым удачным образом. Из-за взбалмошного характера отца и его репутации, а также из-за отсутствия матери, их дом почти не посещают женщины и молодые девушки, с которыми она могла бы подружиться. Пусть многочисленные увлечения и спасают ее от одиночества, оно никуда не уходит. В любви ей тоже не везет: отношения с Дубровским длятся недолго и оканчиваются весьма трагично. Хотя эта связь изначально обречена на расставание, ведь Владимир – разбойник, пусть и благородный, но все же лишенный дома, достойного дела. А Маша не покидала родной деревни, привыкла к уюту и невольно, следуя примеру отца, разделяет людей по статусу. В самом начале романа Андрей Дубровский говорит, что сын его не подходит для столь завидной невесты.

Основная черта характера Маши Троекуровой, которая открывается читателю в самом конце, — ее стойкость. Молодая барышня оказывается одним из самых сильных персонажей романа. Для нее клятва важнее любви, которую так превозносят в Машиных любимых романах. Она обрекает себя на несчастную жизнь с нелюбимым человеком, потому что это ее долг: как жены и как честной женщины. Такой характер и сила воли вызывают уважение, действительно приближают девушку к тому «идеалу», который пытались описать многие писатели и поэты.

Вариант 2

Образ Марьи Троекуровой из романа А.С. Пушкина «Дубровский» является одним из самых нераскрытых в критике. Эта героиня не так уж ярко проявляет себя на страницах произведения и больше молчит, чем говорит. Поэтому С. Бураковский назвал ее «заурядной провинциальной барышней», а В. Белинский — фальшивой героиней, которая лишь играет в любовь и жертвенность. Мы видим, как сложно дать ей однозначную оценку. Ее характер можно назвать тихим омутом, глубины которого еще предстоит раскрыть. Характеристика Маши Троекуровой весьма противоречива, а потому интересна.

Маша получила уединенное дворянское воспитание вдали от суеты больших городов: уроки музыки, рукоделия и других типично женских занятий того времени. У нее была французская гувернантка, но и та вскоре обрусела, разделив судьбу многих подневольных женщин — стала любовницей барина и родила ему сына. Возможно, именно эта незавидная доля впоследствии отпугнула Марью от участи «незаконной» жены Дубровского. Как бы то ни было, барышня была лишена положительного примера для подражания. Ее мать умерла, а отец вел разгульный образ жизни и сам же не приветствовал участия дочери в его кутежах. Он воспитывал ее в строгости, никуда не возил, оберегал, хотя сам же невольно показывал самые развратные картины быта и нравов помещиков. В этой среде Марья одинока. Единственным ее окном в мир являются французские романы, которые еще сыграют в ее судьбе важную роль. Ориентируясь на клишированные любовные истории, Марья становится героиней одной из них, тайно переписываясь с опальным Дубровским, типичным романтическим персонажем европейского образца. Всеми обманутый и покинутый, сильный и гордый, он пленяет ее воображение, вводит в авантюрный мир, сошедший со страниц любимых книг. Однако этот образ встречает сопротивление в виде отцовских предрассудков. Как и Кирила Петрович, Марья Кирилловна живет стереотипами о сословном неравенстве и пытается заглушить свое чувство к учителю, который ей не ровня. Дворянское происхождение Дубровского меняет дело, картина мира Марьи не страдает от контрастов. Но что же помешало ей соединиться с ним: набожность и честь или же страх перед неизвестностью и бедностью?

Виссарион Григорьевич Белинский в своей статье утверждает, что Марья вживается в роль, навязанную ей книжными клише того времени. Сначала она уверила себя, что на все готова ради возлюбленного, а потом нашла новую возможность проявить благородство — «разыграла роль верной жены, следовательно, опять героини». Рецензент отмечает, что Марья «рада» опозданию Дубровского. Ее зона комфорта в безопасности, но и самолюбие не пострадало. Однако в этом заставляют сомневаться неоднократные упоминания того, что девушка считает любовь Дубровского «раем» лишь в сравнении с замужеством по расчету. Страсть к разбойнику пробудилась не сама по себе, а поневоле. Сначала героиня думает, что «лучше умереть», потом что «лучше в монастырь», и только после этого ей пришла в голову другая альтернатива: «Пойду за Дубровского». Интерес к Владимиру стоит в одном ряду со смертью и монастырем. Это не та любовь, о которой пишут французские романы. Это всего лишь попытка сбежать от Верейского. Поэтому когда мы говорим о «типичной» барышне Троекуровой, стоит вспомнить, что героиня ведет себя совсем не типично. Она использует Владимира, чтобы спастись от нежелательного брака. Невольно Марья переняла черты своего отца — человека беспринципного и хитрого.

Тогда почему же она не доводит свою игру до конца? Почему отказывается от побега? Многие объясняют выбор Марьи набожностью и высокими моральными ценностями, но ведь ценности не помешали ей подготовить побег втайне от отца. Пойти против воли родителя под венец — это ведь тоже грех. Значит, причина в другом. По моему мнению, Марья в последний момент испугалась судьбы жены разбойника. Увидев реальный бой, кровь и рану, она поняла, что не сможет (и не захочет) выходить из зоны комфорта и рисковать всем, что было дорого. Все-таки жизнь с Верейским понятна и предсказуема, не лишена удобств и развлечений. Это лучше, чем жить награбленным на большой дороге.

Все эти рассуждения заставляют нас по-новому взглянуть на характер Маши Троекуровой и выдвинуть новые трактовки сюжета знаменитого произведения.

Таблица: Черты характера Марьи Троекуровой

Черты характера Марьи Троекуровой Цитаты
Скрытность и любовь к отцу

Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности

Замкнутый образ жизни

Она не имела подруг

Любовь к чтению и музыке

чтение, прогулки и музыкальные уроки занимали Марью Кириловну, особенно музыкальные уроки

Стремление к уединению

Редко наша красавица являлась посреди гостей, пирующих у Кирила Петровича.

Дворянские предрассудки

воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового…

Маша высоко ценит любовь и не готова отказаться от нее

Нет, нет, – повторяла она в отчаянии, – лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского…

Почтительность и уважение к отцу

папенька, не губите меня, я не люблю князя, я не хочу быть его женою…

Умение владеть собой

тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым

Отсутствие алчности и корысти

участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным.

Автор: Александра Литвина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *