Сочинение: Московское дворянство в романе «Евгений Онегин» (А.С. Пушкин)

(589 слов) На протяжении всей книги «Евгений Онегин» Александр Сергеевич Пушкин противопоставляет взгляды столичного и провинциального дворянства. В чем-то взгляды похожи: все помещики получают домашнее образование, живут за счет труда крепостных крестьян, стремятся к повышению социальной значимости путем выгодного брака. Но есть между поместными и городскими дворянами и различия: если деревенские жители более естественны и близки к русским традициям, то горожане привязаны к иностранной моде и далеки от народа. Однако автор решил показать не только эти различия, но разные прослойки столичного дворянства. Мы видим жизнь помещиков не только в Санкт-Петербурге, но и в Москве. Не скрывая пороки общества и свои мысли на этот счет, автор иронично описывает московское дворянство, в то же время подмечая его самобытность. Оно находится на стыке между столичным лоском и деревенской простотой.

Поскольку Москва являлась древней столицей России, ее жители были ближе к «русскому духу». Сам город, наполненный древними реликвиями царских времен, настраивал людей на патриотический и исконно народный лад:

Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! 

Автор искренне любит этот город, поэтому он более благосклонен к его жителям, чем к столичным денди вроде Онегина. Однако и они не не убереглись от негативных проявлений русского барства. В отличие от петербургских модников, московские горожане куда более консервативны и однообразны.

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец…
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Получение скудного образования на дому сказалось и на москвичах. Для автора такой подход к образованию является поверхностным. Он не раз отмечает, что его современники вырастают в ограниченном интеллектуальном пространстве и не способны по достоинству оценить труд и культуру. Привыкшие к определенному обществу, в котором они общаются только с людьми схожих взглядов и мнений, они не замечают того, что происходит вокруг, даже не пытаются понять происходящее и подробнее изучить. Они не могут оценить себя со стороны, поэтому не видят очевидных пороков и недочетов. Такие люди, по мнения Пушкина, перестают видеть прекрасное в простоте и окружающем мире, им нет дела до природы и возвышенных чувств, все их мысли — сплетни, а ожидания – следующий бал. Поэтому “Младые грации Москвы” и “архивны юноши” чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно “озирают Татьяну с ног до головы”, “ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной”. Москва видит в замкнутости и скромности Татьяны провинциальность, и все же принимает ее, ведь русская щедрость свойственна древней столице. 

Пушкин описывает праздную жизнь дворян в Москве, наполненную весельем и балами. 

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар
Красавиц легкие уборы…

Складывается впечатление, что это и есть жизнь – вечный праздник. Пушкин и сам признается, что любит московские танцы до утра и суету большого города. Но за ярким карнавалом кроется пустота, которая гнетет более возвышенную и умную Татьяну

Тунеядство и потребительское отношение к жизни, которое так не принимал автор, было достаточно распространено в его кругах. 

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно…

Говорят, что многие образы, описанные в романе, были взяты Александром Сергеевичем Пушкиным из примеров в жизни. Люди, окружавшие его, которые прозябали в потоке сплетен, в вихре танцев и не способны были видеть прекрасное за пределами светских раутов, стали прототипами московских помещиков. По уровню развития они столь же примитивны, что и деревенские жители, но скрывают свое интеллектуальное и духовное убожество за чопорностью и роскошью внешних проявлений. И все же старосветская Москва роднее Пушкину, чем высший свет Петербурга. Она все-таки ближе к народу и деревенской простоте, чем холодная столица.

Автор: Майя Лаошвили

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector