Образ Троекурова в романе «Дубровский» (А.С. Пушкин)
(486 слов) «Старинный русский барин» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» стал главным отрицательным персонажем. Кирила Петрович Троекуров вобрал в себя все негативные черты дворянства: самодурство, упрямство, гордыню, беспринципность и наглость. Такие люди были «хозяевами жизни» и думали, что им все позволено. Образ Троекурова олицетворяет прошлое России, но даже сейчас такой тип личности можно встретить повсеместно. Автор подробно описал его — будто в назидание потомкам.
Кирила Петрович — военный в отставке, генерал-аншеф. Он богат, знатен и пользуется большим влиянием в губернии. Поэтому почти все окружающие мирятся с его недостатками или закрывают на них глаза. Например, всем известно о том, что у Троекурова есть признанный внебрачный сын от гувернантки, а также немало детей крестьянок, подозрительно похожих на него. Но никто не упрекает барина в аморальном поведении, ведь за это можно и поплатиться. Все знают о жестоких шутках героя. Так, он способен оставить безоружного человека в комнате наедине с голодным медведем. Но ему все сходит в рук в обществе, где превыше всего ценится богатство. Ведь Троекуров не был выдающейся личностью. Напротив, автор сообщает, что он был мужчиной «довольно ограниченного ума». Он не говорил по-французски, не читал книг, ничем особенно не интересовался, кроме псовой охоты и пирушек. О его досуге написано следующее:
«Он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
Очевидно, что жизнь Троекурова была праздной и пустой. Поэтому писатель замечает, что…
В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного…
Он отличался надменностью в отношениях со всеми, даже с высшими чинами. Писатель отмечает, что барин внушает всей губернии «страх», но вовсе не уважение. Хотя этого оказывается достаточно, чтобы подчинить себе всех чиновников округа:
Заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках. Господа съезжаются к нему на поклон…»
Возражать такому своевольному барину осмеливается лишь сосед и друг — Дубровский. Однако и ему пришлось пришлось отведать барского гнева.
Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава…» — пишет об этом автор
Троекуров настолько распаляется в этой ссоре, что привлекает продажных чиновников для незаконного отнятия единственного жилья у старика Дубровского. Стресс и безысходность доводят жертву до болезни и ранней смерти. Справедливости ради нужно сказать, что Троекуров почувствовал раскаяние и даже приехал мириться, но его совесть проснулась слишком поздно. Его друг умер, а Кистеневка восстала против нового хозяина.
Не менее трагично сложились его отношения с дочерью. Он настоял на браке против ее воли и сделал Марью несчастной. Никакие мольбы и слезы не тронули его сердца. Поэтому несчастная девушка стала жертвой жестокости и жадности своего отца. Нет сомнения, что Троекуров лишился теплоты и доверия родного человека, который, в отличие от большинства других, любил его бескорыстно.
Описав этот негативный образ, автор дает понять, что при всей своей власти Троекурову не стать счастливым. Он выпивает, кутит, жестоко обходится с друзьями, крестьянами и собственной дочерью не от хорошей жизни. Его явно мучает одиночество среди подхалимов и лицедеев. Пустота его бытия обусловлена отсутствием интересов и целей. А потому данный типаж русских людей обречен на вырождение.