Сочинение: Характеристика главных героев в комедии «Ревизор» (Н.В. Гоголь)

(915 слов) В начале декабря Н.В. Гоголь закончил пьесу «Ревизор». Но это была только первая редакция. Сам автор был ею недоволен, и долгая работа на комедией длилась почти восемь лет. Окончательный вариант «Ревизора» вышел в свет в 1842. Гоголь писал о том, что «завязка должна обнимать все лица, а не одно или два». Именно такой и стала завязка в «Ревизоре» ─ в первой же сцене, в которой городничий сообщает о приезде ревизора, автор знакомит читателя с большинством главных героев.

Первый среди чиновников ─ городничий. Автор с иронией говорит о том, что Антон Антонович серьёзен, ведёт себя солидно, хоть и взяточник. Он «начал службу с низших чинов» и быстро перешёл «от страха к радости и от низости к высокомерию». Но это перерождение объясняется не низким происхождением, а изначально грубыми свойствами души.

Судья Ляпкин-Тяпкин ─ «несколько вольнодумен», так-как «прочёл пять или шесть книг». Здесь Гоголь также иронизирует, потому что уже в начале пьесы становится понятно, что на само деле Амос Фёдорович ─ грубый и невежественный человек. Даже в здании суда у него висит арапник ─ охотничья плеть. При этом он очень самолюбив, считает себя значимой персоной, каждое слово произносит с глубокомысленной миной. Он любит строить догадки, и своё мнение, пусть даже самое абсурдное, для него непоколебимо.

Артемий Филиппович Земляника создаёт впечатление неуклюжего, нескладного человека, и в то же время он ─ хитрый «проныра и плут», который не упустит свей выгоды. Он всегда готов выслужиться, боится, что его усердие не заметят, и потому постоянно суетится.

Лук Лукич Хлопов, смотритель училищ, осторожный и мягкий человек. Он не может заставить подчинённых ему учителей выполнять свои приказы, но очень переживает, что один из них скорчил гримасу, когда в класс вошёл предводитель дворянства. Лука Лукич признаёт, что «не дай Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, хоть и простодушен до наивности, но не прочь почитать чужие письма и, также как и остальные чиновники, извлечь выгоду из своего положения.

Уездный лекарь Гибнер обращает на себя внимание своей «говорящей» фамилией. Она перекликается и с русским глаголом «гибнуть» и с немецким «отравлять, губить».

У всех чиновников в «Ревизоре» много общего. Это и любовь к взяткам и казнокрадству, и наплевательское отношение к своим обязанностям, и неуважение и даже жестокость по отношению к слабым, и раболепие и низкопоклонство перед сильными. Именно последнее позволяет мелкому петербургскому чиновнику, «вертопраху» и «елистратишке» Ивану Александровичу Хлестакову, занять в городе завидное положение.

Чиновники сильно испугались, что им придётся отвечать за свои поступки. А у страха, как известно, глаза велики. Хлестаков поначалу сам боится городничего, так как не заплатил за гостиницу. И от испуга начинает кричать на него, угрожая своими связями. Но градоначальник заранее готов служить столичной «штучке», Хлестаков быстро чувствует свою силу и меняет униженно просительный тон на наглый и развязный.

В круг главных героев входят жена и дочь городничего. Анна Андреевна «воспитана отчасти на романах», отчасти на хлопотах по дому. Она несколько образованнее своего мужа, и потому берёт над ним верх, когда тому нечего сказать. Но вся её власть строится на насмешках и выговорах. То есть она способна осуждать и высмеивать, но не способна сама предложить что-либо дельное. Её дочь, Марья Антоновна, также любит читать романы, мечтает о богатом женихе. И Хлестаков легко завоёвывает расположение и матери, и дочери своими рассказами о том, как в передней у него собираются князья и графы, а сам он каждый день ездит во дворец.

Есть в комедии и ещё два ярких персонажа ─ городские помещики, городские сплетники Бобчинский и Добчинский. Он наперебой спешат сообщить важные вести о якобы ревизоре и тем самым повысить свою значимость в глазах сильных мира сего. Во всех их поступках и разговорах также заметно желание быть полезными вышестоящим. И их также обуял страх пред Хлестаковым. В то, что он ревизор, их заставили поверить три факта: он из Петербурга, не платит за гостиницу и заглядывает в тарелки Бобчинскому и Добчинскому. Им и в голову не могло прийти, что он не платил потому, что проиграл все деньги, а в тарелки смотрел, потому что был голоден.

Таким образом, благодаря «силе всеобщего страха» в уездном городе, привычке уездных обывателей благоговеть при одном только упоминании чиновника из столицы, «несколько приглуповатый», без царя в голове, пустейший человек Хлестаков быстро свыкся со своей ролью значимой персоны. Он волочится за дочерью и женой городничего, обманывает чиновников, которые сами ─ опытные мошенники. А в своём письме к другу Тряпичкину безжалостно высмеивает своих благодетелей. Вскрытое почтмейстером послание Хлестакова стало зеркалом для чиновников, на которое «неча пенять, коли рожа крива». Именно эту поговорку Гоголь сделал эпиграфом к комедии. Но стыд и совесть у чиновников не проснулись. Им было горько лишь оттого, что их одурачили. Городничий в ярости: он «мошенников из мошенников обманывал, обманул трёх губернаторов, а сосульку, тряпку принял за важного человека!». И вместо лиц городничий вдруг увидел перед собой свиные рыла.

Своеобразна речевая характеристика персонажей. Из уст Хлестакова «слова вылетают совершенно неожиданно», Бобчинский и Добчинский тараторят. как сороки, Ляпкин-Тяпкин придаёт каждому слову вес и говорит «как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют». Городничий «говорит не много, не мало, не громко, не тихо», а лекарь Гибнер вообще не знает русский язык и лишь «издаёт звук», отчасти похожий на И и несколько на Е». «Небывалый, неслыханный по естественности язык, отроду ещё никому не известный юмор» ─ вот главное достоинство «Ревизора». Сам Гоголь писал, что в его комедии единственное честное, благородное лицо ─ смех. Автор говорил, что в «Ревизоре» он «решил собрать всё дурное, какое только знал, и за одним разом над всеми посмеяться». Высмеивая неприглядные стороны уездной России, Гоголь призывает бороться с ними. Побывав на премьере «Ревизора», сам император Николай I признал, что досталось всем, и больше всего ему.

Автор: Артем Аввакумов

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *