Сочинение: Характеристика героев в пьесе «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)
(464 слова) При жизни Грибоедова его комедию «Горе от ума» не печатали, не ставили на сцене, что не мешало русскому обществу без конца её цитировать, восхищаться меткостью языка, остротой проблем и мастерством комедийного их решения. Современники Грибоедова узнавали в персонажах произведения своих родственников и знакомых, а за одним из домов Москвы так и закрепилось название «дом Фамусова».
Действие комедии развивается весьма стремительно. Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву после трёхлетнего отсутствия в надежде встретить подругу своего отрочества — Софью. Будучи совсем юной девочкой, она вместе с Чацким смеялась надо всем, что действительно было смешно: над молодящейся тётушкой, над преданностью батюшки «Английскому клобу». Нынче же Софья холодно и решительно отвергает его насмешки над Москвой. У Чацкого возникает подозрение: «Нет ли впрямь тут жениха какого?». Скалозуб сразу отвергнут Чацким, ведь, по его мнению, в Софье достаточно ума, чтобы не полюбить тупого солдафона. Но он не мог допустить мысли, что лакейский угодник Молчалин может оказаться столь лукавым оборотнем, что станет для Софьи предметом обожания. Просчёт Чацкого в том, что он не учёл изменений в самой героине. Грибоедов-реалист прекрасно объясняет нам, как формировалась личность Софьи: он представил среду, питающую душу и ум девушки. Центральной фигурой в данном случае является Павел Афанасьевич Фамусов — московский барин с характерной смесью самодурства и патриархальности. Для него вполне приемлемы раболепие и подлость в достижении карьеры. Оттого он так и благоволит Скалозубу — противнику всякой свободной мысли и просвещения, типичному герою казармы аракчеевского образца, который заявляет, что книги нужно «сохранить лишь для больших оказий» (скорее всего, для растопки печей).
Схожа с Фамусовым и старуха Хлестова, находящаяся в окружении Софии. Также в её круг входят прислужник Антон Антоныч Загорецкий с весьма сомнительными наклонностями (лгунишка, картёжник, вор), безбожный пустопляс и болтун Репетилов и другие персонажи пьесы, появляющиеся лишь в эпизодах. В этом окружении и погибают разумные представления Софьи о независимо мыслящей, самостоятельной, честной и благородной пылкой личности.
По мнению И.А.Гончарова Чацкий «неизбежен при каждой смене одного века другим», когда происходит столкновение нового и старого. Чацкий, несомненно, человек нового времени, он вольнолюбив, он видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине, гневно обличает крепостников, угнетающих собственный народ, он радеет за духовную независимость отечества. В Чацком воплощены лучшие черты молодого поколения начала XIX века. Но «век минувший» обрушивается на героя со всей силой страха перед новым.
Конфликт любовный перерастает в конфликт социальный, ибо Софья также оказывается в ряду гонителей. Она утверждает, что Чацкий сошёл с ума, и её реплику радостно разглашают все — нет другого способа «унять» Чацкого. Но есть проверенный, подлый способ — оклеветать врага.
Чацкого сломило количество старой силы. Он «всегда жертва» на пути к новой жизни, что придаёт комедии звучание трагическое — покинутый всеми, герой испытывает «мильон терзаний». Но всё же катастрафической развязки здесь нет. Чацкий остаётся непреклонным борцом со старым, бездуховным и беспринципным. В этом — непреходящее значение образа Чацкого, в этом сила воздействия данной комедии на нравственное самосознание последующих поколений.
Автор: Александр Варламов