Сочинение: Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

(584 слова) Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина – уникальное явление не только XIX века, но и всей русской литературы. В сказках этого автора основными темами являются крепостное право, самодержавие и социальная несправедливость. Мы рассмотрим особенности его литературного наследия на примере двух известных произведений: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Медведь на воеводстве».

В сюжете произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» присутствуют фантастические детали – генералы загадочным образом попадают на необитаемый остров и, так как ничего не умеют делать самостоятельно, ищут мужика, который поможет им добыть пропитание и отправит их домой. Они уверены в том, что 

«Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!» 

Мужика им, действительно, удается найти. Его внешний облик восхищает генералов – «это был громаднейший мужичина». В образе мужика М. Е. Салтыков-Щедрин рельефно изобразил силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия. Это сильный, способный человек, который, однако, сам себя делает рабом господ: он и яблок сорвал с дерева, и картофеля в земле добыл, и силок для ловли рябчиков из собственных волос изготовил. Это мужчина с огромной силой, практическими умениями, житейскими навыками, генералы на его фоне выглядят жалко, а между тем он безропотно подчинился своим поработителям. Мужик дал им по десятку яблок, а себе взял “одно, кислое”, сам веревку свил, чтобы ночью генералы держали его на привязи, да еще и благодарен им был, за то, что они “мужицким его трудом не гнушалися”. Вывод, сделанный автором, заключается в том, что крестьяне, люди одаренные и способные, не хотят противостоять власть имущим, они сами делают себя рабами, воспринимают каторжный труд как нормальное явление. 

Еще одна сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина «Медведь на воеводстве» наполнена сатирой и сарказмом, чтобы обличить пороки самодержавия. Сюжет произведения строится на повествовании о трех правителях лесной трущобы – Топтыгина I, Топтыгина II и Топтыгина III, в поведении которых угадываются высшие сановники того времени. У каждого самодержца – своя философия и манера управлять. Топтыгин I — философ, имеющий свое представление о потоке истории: чтобы попасть на ее скрижали, нужно “как можно больше кровопролитиев”. Он прибывает на место службы с самыми грандиозными планами и намерениями, а по сути – напивается и случайно съедает Чижика – одного из жителей и важную персону лесной трущобы. В результате он попадает в немилость, и имя его не отражается на скрижалях истории, несмотря на то, что он «умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать». Топтыгин II действует решительно и профессионально: ищет типографию, университет или нечто подобное, чтобы разрушить, разгромить и тем самым показать свою уникальность и силу. Однако ничего из того, что Топтыгин II пытается найти, в трущобе нет, поэтому он решается напасть на обычного мужика, убив его скотину и уничтожив все хозяйство. Однако старая кровля дома мужика становится ловушкой для Топтыгина. В итоге собравшиеся мужики устраивают над зверем самосуд, убивая его, потому что тот «перед начальством выслужиться захотел», а они «через это пропадать должны». Топтыгин III не жаждет славы, отличается добродушием, затворившись в берлоге, не вмешиваясь в общий порядок и зная судьбу двух предыдущих правителей. Но и при нем лес не изменил прежней физиологии: одни издавали “агонизирующий вопль”, другие — “победный клик”. Его же, как обычного пушного зверя, случайно убили охотники. Проблема, поставленная автором, заключается не в злоупотреблении конкретного начальника, а в самом принципе самодержавия. Жизнь можно изменить, не заменяя злого Топтыгина добрым, а только свергнув деспотическую власть. 

Таким образом, творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина показывает логику либеральной оппозиции того времени: люди хотели перемен, но чувствовали себя скованными в атмосфере цензуры, бесконечных запретов и социального расслоения. Чтобы добиться своего, они могли только воздействовать на общество постепенно — через книги. Такое искусство вдохновило реформаторов на решение существующих проблем.

Автор: Вилия Эйтутис

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector