Сочинение: Характеристика Башмачкина в повести «Шинель» и отношение Гоголя к герою (+ таблица)
Многомудрый Литрекон имеет представление о том, как важна цитатная характеристика Акакия Башмачкина в повести «Шинель» для подготовки к уроку. Вот почему он сделал не только таблицу, но и два варианта эссе по теме. Приятного просвещения!
Вариант 1
(344 слова) Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой рассказа Н. В. Гоголя «Шинель». Он принадлежит к такому типу персонажей, как «маленький человек». Обычно это тихие, беззащитные, слабые люди, у которых нет ни амбиций, ни возвышенных стремлений. Они часто становятся предметом насмешек со стороны окружающих, потому что не способны ответить на грубость и жестокость тем же.
Гоголь рисует портрет мелкого чиновника, «титулярного советника», очень ограниченного и жалкого. Акакий Акакиевич всю жизнь переписывает документы, и его это устраивает. Можно сказать, что герой влюблен в свою работу – он брал на дом бумаги, чтобы переписывать их вечером, а если необходимости не было, он все равно переписывал их для собственного удовольствия. Несмотря на ограниченность в материальных средствах и унижения со стороны коллег, кроткий Башмачкин наслаждался своей жизнью и умел быть довольным своим положением. Он был очень исполнительным и послушным, никому не мешал и никого не обижал.
Башмачкин боялся браться за какую-то другую, более серьезную работу, поэтому он стал объектом издевок со стороны коллег. Автор достаточно уничижительно отзывается о своем персонаже:
«Существо, переносившее покорно канцелярские насмешки».
И в тексте он несколько раз именует героя «существом», усиливая чувство жалости у читателя.
Однако это не значит, что Гоголь относится к нему отрицательно. Когда Башмачкина обижали на работе, он просил оставить его в покое, Гоголь писал:
«…и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».
Таким образом, автор пытается показать читателю типаж людей, которые слишком беспомощны в обществе, но которые тоже имеют право жить в спокойствии. Акакий Акакиевич, который влачил свою жалкую жизнь, все-таки нашел свое место и приносил людям пользу. Но ему не справиться с выше стоящими чиновниками, которые пренебрежительно смотрят на всех, кто ниже их. Жертвой такого человека стал Башмачкин. Значительное лицо, имени которого мы не знаем, прогнало просителя, чтобы показать свою значимость приятелю. Получив такую отповедь, чувствительный герой слег в постель и больше не смог подняться. То ли столичный холод пронизал его, то ли холодность чиновника застудила его окончательно.
Гоголю жалко героя, поэтому он дает ему шанс отомстить – в виде призрака «маленький человек» смог противостоять бюрократу. Но в этом заключается трагедия – в реальности высокомерные чиновники остаются безнаказанными. Никто не беспокоится о «маленьком человеке».
Грустные строки «Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было…» означают равнодушие окружающих к слабым и бесхарактерным людям.
Вариант 2
Акакий Акакиевич Башмачкин — один из самых известных «маленьких людей» в русской литературе. Герой был ничтожен и жалок в своем департаменте, но в галерее образов он занимает почетное место. Н.В. Гоголь воплотил в своем персонаже всех бесправных и угнетенных людей своего времени, которые не ощущали своей значимости в обществе и защищенности в государстве. Лишь с первого взгляда кажется, что Башмачкин — какой-то слабый и никчемный переписчик бумаг, с которыми у гордого и свободного читателя нет ничего общего. При глубоком погружении в сюжет становится ясно, что Башмачкиными являемся мы все, когда сталкиваемся с равнодушием и несправедливостью мира, враждебного по отношению к любой уязвимости.
Автор описывает своего героя уничижительно, подчеркивая его беспомощность, робость и неспособность постоять за себя. Со стороны он выглядит не очень презентабельно: серый, невзрачный, бедный и жалкий. У него нет ни семьи, ни друзей. Однако эти впечатления обманчивы, ведь с появлением новой шинели Башмачкин ощущает себя уже по-другому, общество тоже воспринимает его иначе. Оказывается, достаточно одной покупки, одной перемены во внешнем виде, чтобы человек приосанился и вошел в свой круг общения на равных правах со всеми. Прежние насмешники и гонители вдруг пригласили Акакия Акакиевича на праздничный вечер. Там они относились к нему с уважением, как будто не было между ними этих презрительных реплик и мелких проказ. Этот вечер без преувеличения можно назвать одним из лучших в жизни Башмачкина. Он так рад, что его принимают, и только по этому восторгу мы понимаем, до какой степени он был одинок. Это превращение заставляет задуматься о том, что судьба Акакия Акакиевича не была продиктована несчастливым именем, происхождением или набором личностных качеств. Он мог бы жить нормально, пользоваться признанием коллег и иметь друзей, да и обзавестись семьей человеку в новой шинели довольно легко. Стоит только захотеть… Но эту шинель, символ новообретенного человеческого достоинства, у него отняли в тот самый вечер…
Последующие попытки вернуть свою вещь, защитить свои права многим напомнят безнадежность хождения по чиновникам и бюрократам. Каждый так или иначе чувствовал себя Башмачкиным, когда никто, абсолютно никто не помогает и не поддерживает. Должностные лица просто игнорируют проблему и сидят от зарплаты до зарплаты, пренебрегая своими обязанностями. Руки опускаются даже у сильных людей, не то что у «маленьких». Получается, что Башмачкин, едва обретя возможности для самореализации в дружбе, службе, любви, сразу теряет их, а государство никак не может его защитить, хотя требует подчинения, налагает налоговое бремя, диктует свои условия. Более того, герой является частью государственной системы и получает жалование, которого просто не хватает на полноценную жизнь. Чтобы купить верхнюю одежду, Башмачкин разве что не голодает и отказывает себе во всем, даже в необходимом. Но даже его целеустремлённость и самообладание оказались напрасными усилиями. Все, что он заработал с таким трудом, у него отняли. И отняли опять-таки те, кому есть нечего. В такой среде человек не может жить, поэтому персонаж умирает. Холодные ветра столицы — это лишь физическое выражение внутренней холодности людей, окружающих Башмачкина. Чиновники абсолютно равнодушны к судьбе тех, кому они должны помогать.
Таким образом, характеристика Башмачкина в повести «Шинель» — это не реликт прошедшей эпохи. Это злободневный образ, личину которого примиряет каждый из нас, столкнувшись с бездушной бюрократической системой и безразличием окружающих в самый критический момент. Сама среда унижает нас, делает «маленькими» и жалкими, поэтому Башмачкин вызывает сочувствие, а не презрение.
черты характера акакия башмачкина | цитаты |
трудолюбие и усердие |
|
любовь исключительно к работе и отсутствие личной жизни |
|
покорность, смирение и кротость |
|
рассеянность, неловкость и неудачливость |
|
робость, стыдливость и неуверенность в себе |
|
одиночество и неприкаянность |
|
Автор: Альбина Исмаилова