Фантастический мир в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(583 слова) “Мастер и Маргарита” — это роман, который школьники предпочитают читать по собственному желанию, а не под давлением учителей. М.А. Булгаков мастерски сочетает в своем произведении повседневную жизнь москвичей, библейские элементы и мистические приключения дьявола Воланда и его последователей.

Одним из главных вопросов в исследовании “Мастера и Маргариты” является его жанровая уникальность, так как это произведение не вписывается в традиционные жанровые рамки. По словам Н. Корнуэлла, «Мастер и Маргарита» можно было бы обозначить как поли-роман или двойной роман, имеющий двух ключевых персонажей – Мастера и Пилата, и два тесно связанных сюжета. В роман также включён рассказ о приключениях Воланда и его свиты, что создает единое художественное произведение, обращенное не столько к судьбe отдельного человека, сколько к судьбе всего человечества. Это является своеобразным подходом для традиционного романа.

Следует отметить, что, согласно некоторым источникам, Булгаков сам относил своё произведение к жанру фантастики – вторая редакция романа, работа над которой продолжалась до 1936 года, имела подзаголовок “Фантастический роман”. Однако, чтобы утверждать о наличии фантастических элементов, необходимо понять само определение фантастики. В этом нам поможет работа Цветана Тодорова “Введение в фантастическую литературу”, опубликованная в 1999 году. Он говорит:

“Фантастическое существует, пока сохраняется эта неуверенность; как только мы выбираем тот или иной ответ, мы покидаем сферу фантастического и переходим к соседнему жанру – жанру необычного или жанру чудесного”. 

Это говорит о том, что человек должен сам решить: верить ему или нет. Фантастическое скрыто в этом колебании, и роман Булгакова подтверждает данное умозаключение.

Повествование находится на грани между фантастикой и реальностью: реальные персонажи пересекают границу в потусторонний мир, а сверхъестественные силы обживают московские улицы и квартиры. Например, Николай Иванович, превращенный дьявольской мазью в свинью, держит в передних лапах портфель, а у рыжего господина в полосатом костюме, лакированных туфлях и с котелком на голове, из кармана торчит обглоданная куриная кость.

В романе Воланду помогают его последователи: Коровьев-Фагот, кот Бегемот, Азазелло и женщина-вампир Хелла. Кроме них, в произведении присутствуют более традиционные фантастические существа, такие как русалки, козлоногие, ведьмы и вампиры. Бегемот — не единственное одушевленное животное в Москве: здесь можно встретить лягушек, играющих на деревянных дудочках, и белых медведей, играющих на гармониках. Фантастический характер персонажей подчеркивается их превращениями в финале романа: Коровьев-Фагот становится темно-фиолетовым рыцарем, кот Бегемот превращается в худого юношу-дворецкого, а Азазелло с кривыми глазами получает нормальные глаза и предстаёт в своем истинном облике, как «демон безводной пустыни, демон-убийца».

Фантастические события занимают центральное место в сюжете, который полон фокусов Воланда и его помощников. Так дьявол раскрывает недостатки москвичей, совершая против них зло во благо. Одним из наиболее запоминающихся моментов является спектакль Воланда – Сеанс черной магии, где происходит разоблачение магических трюков, включая падающие с потолка деньги и оторванную голову Бенгальского, которую можно вернуть на место в любой момент, а также бал сатаны, где на одну ночь воскресают преступники. Примечательно, что фантастический мир Москвы читателю кажется знакомым: его жители и учреждения напоминают реальные, и он привязан к определённому месту и времени – действие разворачивается в Москве, с упоминанием реальных локаций, таких как Патриаршие пруды и Арбат, в мае, и хотя точный год не указан, можно предположить, что это 30-е годы ХХ века или, по крайней мере, советская эпоха.

Фантастика в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» служит средством создания уникального художественного мира и выполняет важнейшие функции в развитии сюжета и раскрытии философских идей автора. Фантастические элементы становятся зеркалом, отражающим человеческую природу и социальные пороки, заставляя нас переосмыслить собственное существование. Булгаков создает многослойную вещь, где фантастика — это не просто развлечение, а инструмент для глубокого анализа жизни и судьбы человека в условиях хаоса и абсурда. Роман остается актуальным и сегодня благодаря своей способности продолжать вызывать дискуссии о вечных истинах, скрытых за завесой фантастического.

Автор: Ольга Болгарина

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *