Что лучше: истина или сострадание? (по пьесе Максима Горького «На дне»)
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Эта русская пословица призывает к честности во что бы то ни стало, даже несмотря на чувства, которые у человека может вызвать правда. Иногда истина действительно может быть психологически тяжёлой настолько, что человек предпочёл бы её не знать, продолжать жить во лжи или в счастливом неведении. Отсюда появилась такая категория, как «ложь во благо». Вопросу истины и лжи из сострадания во многом посвящена драма Максима Горького «На дне».
Основным носителем идеи благотворной лжи в драме выступает странник Лука. Этот мужчина появляется в ночлежке Костылёвых в самый напряжённый момент: Актёр страдает от пьянства, Бубнов и Барон окончательно «оскотинились», опустились в своём нежелании даже пытаться сохранить совесть, Анна, жена Клеща, лежит при смерти, Татарина с его призывами жить по совести и «закон душа иметь» никто не хочет слушать. В этот момент большинство ночлежников восприняли неожиданное появление Луки как глоток свежего воздуха.
Странник успокаивает Анну, обещая ей после смерти отдых в счастливом Раю, поощряет мечты продажной девушки Насти, вопреки всему мечтающей о большой и чистой любви, уговаривает Ваську Пепла сбежать с Наташей и начать новую жизнь… Страдающему от собственного пьянства Актёру Лука обещает дать адрес лечебницы для алкозависимых – он «забыл» этот адрес, но обязательно вспомнит.
Читатель в здравом уме понимает, что ночлежники – это люди, оказавшиеся на самом дне жизни. Во многих из них едва ли осталось что-то человеческое, у них не осталось шанса на спасение. Однако Лука, используя ложь во благо, вселяет в души ночлежников надежду на возвращение к жизни. И с его приходом жизнь этих людей действительно меняется. Васька Пепел разрывает отношения с ненавистной ему Василисой Костылёвой, и ему почти удаётся сбежать с Наташей. Актёр обещает прекратить пить и собирается на поиски желанной лечебницы для алкоголиков. Анна умирает и обретает покой.
Однако на ситуацию с Лукой можно взглянуть и с другой точки зрения. «Перебаламутив» ночлежников, он исчезает так же быстро и внезапно, как и появился. А люди, в которых он вселил надежду на спасение, фактически остаются ни с чем. Последней каплей в чаше горькой правды жизни становится самоубийство Актёра – он понял, что странник ему солгал и никакой лечебницы не существует. Ему, как и другим героям драмы, странник внушил надежду, однако слабость характеров помешала ночлежникам справиться с правдой жизни, как только Лука исчез.
«Странник Лука – пророк или обманщик?». На этот вопрос сложно дать однозначный ответ. Лука врал ночлежникам, но считал, что это благая ложь ведь она вселяет в души людей надежду на спасение. Однако «пророком» его тоже назвать нельзя: выбрав между честностью и состраданием к ночлежникам второго, Лука, сам того не осознавая, усугубил их положение, пагубно повлиял на их жизни. Ложь во благо, из сострадания, оказалась несостоятельной перед горькой правдой жизни.
Автор: Фаина Пастернак