Сочинение: Образ Актера в пьесе «На дне» (М. Горький)
(504 слова) Пьеса «На дне» — одно из самых известных произведений Максима Горького. Это глубоко сатирическая драма, затрагивающая проблемы людей, оказавшихся на социальном дне. Их объединяет ночлежка. У каждого жителя своя история жизни, однако все они так или иначе оказались в одном месте и в одно время. В произведении довольно много персонажей, одним из достойных внимания героев является Актёр.
Мы не так много знаем об этом герое: ему около сорока, он страдает алкоголизмом и вовсе не отрицает этого. Однако он не предпринимает решительных действий для устранения данной проблемы. Актёр лишь занимается самоуничижением:
«Всё кончено для меня!»
Он осознаёт тяжесть и последствия этой зависимости, но при этом он слаб духом. Актер уже не работает, у него нет цели улучшить свою жизнь. Персонаж связан с ночлежкой, в первую очередь, из-за не оплаченного долга за его место проживания, и из-за того, что это место — некий футляр, защитная оболочка от внешнего мира.
Нельзя утверждать, что Актёр думает только о себе. Герой не безразличен к окружающим. Когда больной Анне стало плохо, он был единственным, кто протянул руку помощи. Поэтому он еще не совсем морально деградировал, у него есть шанс исправиться. Актёр не всю жизнь был безработным, разочарованным в жизни пьяницей. До того как он попал в ночлежку, он работал в театре под сценическим псевдонимом Сверчков‑Заволжский. Когда-то он играл могильщика в шекспировской пьесе «Гамлет» и очень гордился этим. Творчество является его идеалом, к нему он мечтает вернуться, но сил на решительные действия у него нет. Актёр — талантливый человек, но ему не хватает силы воли. При малейших трудностях он готов сдаться, что, собственно, и делает. Он считает, что формула успеха каждого человека — это талант. Но для него любой талант — это вера в себя и только. Поверить в себя ему как раз таки помогает внезапно появившейся в ночлежке Лука. Он своей выдумкой о городе с бесплатной больницей даёт Актеру надежду на излечение. Эта новость мотивирует его, он подрабатывает и копит деньги на дорогу. Однако Сатин пагубно влияет на Актёра своей жизненной философией. Конечно, он сразу вычислил обман Луки. Но стоит отметить, что это был обман во благо. А Сатин — одинокий пьяница, не желающий мириться с тем, что один из них сможет начать новую жизнь вне ночлежки. Герой боится остаться наедине с собой и со своими мыслями. Возникает вопрос, какой же он приятель после того, как сам заставляет друга усомниться в правдоподобности слов Луки вместо того, чтобы оказать поддержку? Для него странно, что Актёр пошел на поводу у другого:
«Чепуха! Никуда ты не пойдешь… всё это чертовщина! Старик! Чего ты надул в уши этому огарку?»
Исчезновение Луки, отсутствие названия города и постоянные сомнения Сатина добили Актера, и он сдался. Он вновь вернулся к тому, с чего начинал. Герой окончательно ослабевает и поэтому совершает самоубийство.
Безусловно, оправдать его действия невозможно, так как это трусливый побег от действительности. Однако всегда есть способствующие обстоятельства. В данном случае — это отсутствие моральной поддержки со стороны окружающих. Справиться с подобной зависимостью довольно сложно в одиночку.
Актёр видел смысл жизни в своём выздоровлении, он надеялся, что после этого его существование заиграет новыми красками. Однако и эту возможность у него так же быстро отобрали.
Автор: Айнур Алиева