Речевая характеристика героев пьесы «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)
Многомудрый Литрекон знает, что речевые характеристики положительных и отрицательных героев пьесы «Недоросль» с цитатами (для 8 класса) очень важны для подготовки к будущим экзаменам, ведь такой тип заданий будет встречаться все чаще и чаще — по мере взросления ученика. Приятного просвещения!
Митрофан
Речь Митрофана выдает его необразованность и инфантильность. В свои 15 лет он говорит так, будто ему и восьми лет нет: невпопад использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, коверкает слова, упрощает фразы до примитива.
«Мамушка, заслони меня!» — восклицает он во 2 действии. Сложно представить, что это произносит пятнадцатилетний юноша.
За такое восприятие мира ответственны его родители. Они считают, что Митрофан — «дите», которое нужно баловать. Но нездоровая атмосфера в семье влияет на героя пагубно:
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… […] Так мне и жаль стало… […] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»
Повторение одних и тех же примитивных слов, наивные умозаключения, попытки подольститься к матери — все эти особенности речи Митрофана указывают на крайне низкий уровень его интеллектуального и нравственного развития.
Стоит обратить внимание и на то, как меняется речь героя, когда он общается с нижестоящими людьми. Если перед матерью он заискивает, то слуг бранит очень грубо:
«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю…» — так он обращается к няне, которая его всегда защищает.
Своего учителя Цыфиркина Митрофан называет «гарнизонной крысой». Герой повторяет оскорбления за матерью, ведь он слепо дублирует ее модель поведения.
Речевая характеристика Митрофана выдает полное отсутствие аналитических способностей у героя. Более того, он не в состоянии вспомнить, что ел вчера («Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть»). Отсутствие самоконтроля и хоть какой-то самокритики — вот основные проблемы Недоросля. Он застрял в поре раннего детства, поэтому в его словах постоянно проскальзывают референсы к мнению и авторитету матери:
«…я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…» — этим он угрожает няне во 2 действии.
Подведем итоги: речь Митрофана — яркое доказательство того, что он отстает в развитии из-за плохого воспитания. Его ум лишь слепо копирует поведение и реплики окружающих, но ничего не создаёт, ничего не анализирует, ничего не понимает. У этой личности нет ни самостоятельности, ни стремления ее обрести. Судя по уровню лексикона, Митрофан остался в раннем детстве и стал жертвой своей избалованности.
Простакова
Госпожа Простакова — главная отрицательная героиня пьесы «Недоросль». Ее речь становится эталоном для Митрофана и создает атмосферу грубости, вульгарности, невежества в семье Простаковых. Это вызвано тем, чем Простакова не получила образования и даже считала его лишним. «Злонравие», проповедуемое ею, подорвало мотивацию Митрофана к развитию. Чрезмерная опека матери проявляется в таких характеристиках ее речи, как активное использование уменьшительно-ласкательных суффиксов, ярлыков (сын — еще дитя), просторечий (героиня упрощает фразы, как будто общается с маленьким ребенком), разговоров в третьем лице (она говорит о сыне так, будто его нет в комнате).
«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пора его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится…»
В первом же действии Простакова обнаруживает чудовищное невежество: она коверкает слова, ругается хуже крестьянки Еремеевны, постоянно использует имя Божие всуе (фразы вроде «избави Бог» становятся словами-паразитами в ее речи).
«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин …» — говорит она в первом действии и не может произнести правильно название предмета.
Стоит отметить, что реплики Простаковой часто заканчиваются восклицательными знаками. Это говорит о ее эмоциональности. Она всегда старается держать тон на высоте и перекричать собеседника, поскольку у нее нет разумных аргументов для спора или реального авторитета в доме. Все проблемы решает грубый напор, под которым прогибаются окружающие. Паузы в речи Простакова маскирует междометиями, чтобы не дать никому перехватить инициативу в разговоре:
И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!
В ее словах прослеживается убежденность в том, что она является хорошей матерью. К сожалению, героине не хватает самокритичности. Она не может проанализировать свои поступки и признать ошибки. Во всем Простакова чувствует себя правой.
«…С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..» — говорит она о себе и вновь коверкает слова, ведь не умеет грамотно изъясняться.
Отличительной чертой речевой характеристики Простаковой является грубость. К тем, кто ниже ее, она относится без всякого уважения. Портного она называет «скотом», а няню — «старой ведьмой». Даже мужа она считает «рохлею» и не стесняется его унижать прилюдно. Однако если человек находится выше Простаковой по доходу или статусу, она меняет тон и начинает заискивать перед тем, кто может быть полезен:
«Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости…» — так Софья отзывается о Простаковой.
Таким образом, речь Простаковой — свидетельство того, что помещица лицемерна, вульгарна и невежественна. Она хоть и мнит себя госпожой в доме, но на деле ничем не отличается от крестьян, которых унижает. У нее нет ни ума, ни манер, ни элементарной гордости. Ради своих целей она готова унизиться и забыть о чести «древней» фамилии Скотининых. Особенности лексикона позволяют сделать вывод, что Простакова не развивается, а деградирует, пользуясь неограниченной властью в своем доме.
Простаков
Одним из самых молчаливых героев в пьесе является господин Простаков. Он явно находится «под каблуком» у своей жены и избегает активного участия в беседах. Терентий Простаков во всем поддакивает супруге и говорит то, что заведомо будет одобрено ею.
«…то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын…»
Но если Терентий находит нужным что-то сказать, он приукрашивает и преувеличивает то, что видит или чувствует. Он не может оценить действительность объективно. Поэтому Правдин называет его «дураком бессчетным». Даже жена считает его «рохлею». Это впечатление о герое автор подкрепляет ремаркой «от робости запинаясь» и репликой «Ме… мешковат немного…». Персонаж даже вызывает некоторое сочувствие, ведь он тоже находится в рабском положении, как и крестьяне. Супруга помыкает им, он не является хозяином в своем доме. Но Терентия это положение устраивает:
«…При твоих глазах мои ничего не видят…»
Говоря о своей безоговорочной вере супруге, он как бы снимает с себя ответственность за то, что происходит с имением. На такого «смирного» человека нельзя рассчитывать, потому что во всех его репликах прослеживается одно желание — чтобы от него все отстали. Он ни за что не отвечает, к нему не должно быть вопросов. Простаков снимает с себя всякую ответственность, говоря, что он «без вины виноват». Свою инфантильность он передал сыну, который тоже не проявляет способности к принятию самостоятельных решений.
Скотинин
Тарас Скотинин — брат госпожи Простаковой. Имя и фамилия героя говорят сами за себя: «Тарас» в переводе с латинского означает «бык» или «вол», а слово «Скотинин» не оставляет вариантов для иной трактовки. Герой воплотил в себе черты, которые мировая культура приписывает этим образам, а именно грубую силу, упрямство, самоуверенность. Скотинин — человек очень ограниченный. Его интересует только скотоводство в родном имении. Однако это вовсе не означает, что Тарас равнодушен к мнениям со стороны. В его речи много хвастовства и бахвальства:
«Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный…»
Каждая реплика вносит свою лепту в характеристику Скотинина. Так, он из тех помещиков, кто не видит ничего дурного в насилии по отношению к нижестоящим людям:
«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?..»
Стоит отметить, что удивление героя искреннее: он не понимает, как в этом можно сомневаться. Однако сам он не отличается от своих крестьян ничем, кроме принадлежности к другому сословию. Тарас разговаривает не лучше обычного деревенского «мужика»: использует междометия, просторечия, коверкает слова.
«…Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал…»
Как и Простакова, Скотинин часто поминает имя Бога всуе, чтобы придать веса своим словам. Поскольку он произносит подобные фразы рефлекторно, без осознания, в его речи часто возникает комический эффект, вызванный несоответствием «божбы» смыслу сказанного:
«…Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки…»
Скотинин груб и часто использует брань, даже когда говорит о себе:
«…Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем или Митрофан уродом…»
Тарас Скотинин — яркий пример помещика, который упивается своей властью и использует ее во зло другим. Речевая характеристика позволяет сделать вывод о том, что герой, хоть и не такой глупый, как Простаковы, не развивается, а деградирует из-за своего высокого положения в обществе. Тарасу комфортно в грубой и невежественной среде, где он сформировался. Ведь для взыскания убытков с крестьян много ума не нужно.
Стародум
Речевая характеристика Стародума дополняет его образ: реплики героя говорят о его богатом жизненном опыте, исключительной порядочности и мудрости. Он использует сложные предложения, интересные грамматические конструкции (например, деепричастные обороты), разнообразные слова.
«…решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро…»
Многие его высказывания можно цитировать, чтобы аргументировать то или иное суждение, ведь все, что говорит персонаж, подкрепляется логикой и здравым смыслом:
«…Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность…» — подобные высказывания позволяют сделать вывод о том, что герой честен, прямодушен и умен.
Несмотря на большие достижения и авторитет, Стародум не хвастает о своих заслугах, а воздает должное другим — тем, кому он обязан своим успехом: «…Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову…» — это говорит о том, что он умеет ценить хорошее отношение и обладает такой добродетелью, как благодарность.
Кроме того, важной чертой героя является самокритичность. Он прекрасно осознает, что имеет недостатки, и готов работать над ошибками:
«…Горячность не допустила меня тогда рассудить…»
Но нельзя не заметить некоторой горечи, которая чувствуется в репликах героя. Например, он говорит, что Скотинин счастливее его, потому что самого Стародума трогают не свиньи, а люди. Он небезразличен к тем, кто вокруг него, и остро реагирует на недостатки людей. Стародум преодолел немало испытаний, поэтому в его словах проявляется осадок долгих и напряженных лет.
Важно обратить внимание на тональность реплик героя: он всегда говорит спокойно, рассудительно, без лишних восклицаний или вопросов. Он уверен в том, что произносит, поэтому не желает «пересаливать» речь. Но это вовсе не означает, что у персонажа нет эмоций. Например, он очень трогательно признается племяннице в том, что она составляет смысл его жизни:
«…Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни…»
Богатство лексикона Стародума обусловлено его привычкой к чтению («…Очки мои на столе, в книге…» — поясняет герой). Он высоко ценит образование и не прекращает усваивать новые знания даже в преклонном возрасте (60 лет). Поэтому его речь звучит интересно и строится грамотно (в соответствии с правилами того времени).
Завершить речевую характеристику Стародума лучше всего его финальным ответом. В нем проявилось милосердие, свойственное этому строгому, но справедливому человеку:
«…Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю…»
Правдин
Правдин — наместник, которому доверили контроль за помещиками, не выполняющими свои обязательства перед государством. Речевая характеристика Правдина соответствует его должности: чиновник разговаривает корректно, правильно и прямо. Он вежлив и обходителен:
«…Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны…» — несмотря на грубость Простаковой, Правдин не поддается на провокации и ведет себя подчеркнуто официально.
Речь героя богата деепричастными оборотами и сложными предложениями. Он превосходно владеет языком и использует все его возможности. Поэтому определения, данными им героям, очень меткие и точные. Простакову он называет «презлой фурией», Простакова — «дураком бессчетным», а происходящее в доме — «варварством». Он намерен «положить скоро границы злобе жены и глупости мужа» — как эффектно это звучит! Вполне понятно, почему именно Правдину доверили проверку имения Простаковых.
В речи Правдина можно заметить официальные обороты, свойственные людям с определенными служебными инструкциями и полномочиями:
«…Мне поручено взять под опеку дом и деревни при первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди…»
Правдин в этом предложении говорит не от себя, а от имени закона, который он представляет. Это очень важно: герой не злоупотребляет своей властью, а делает только то, что должно.
Правдин олицетворяет в пьесе «Недоросль» государственный контроль. Порядок в стране должен поддерживаться благодаря людям, которые выполняют свои обязанности честно и не теряют принципиальности. Именно таким человеком предстал герой, речь которого полностью соответствует его особой роли в произведении.
Софья
Имя «Софья» означает «мудрость». Героиня полностью соответствует этому значению. Ее речевая характеристика выражает основные свойства ее натуры: скромность, здравый смысл, покорность, добродетель. Она выражается правильно и корректно, старается не обидеть окружающих и лишний раз промолчать. Героиня немногословна, но это часть ее образа. Ведь по-настоящему воспитанная барышня не стремится «влезть» в разговор, ее украшает кротость.
«…Сколько горестей терпела я со дня нашей разлуки! Бессовестные мои свойственники…»
Софья обладает ясным умом и знает цену своим родственникам, но не перечит им и проявляет благодарность за то, что они взяли ее к себе после смерти матери.
Читая пьесу «Недоросль», можно заметить, что Софья — начитанная девушка, поэтому у нее грамотная и выразительная речь:
«…Читала теперь книжку […] Французскую. Фенелона, о воспитании девиц…»
В семье Простаковых владеет грамотой она одна. Ее воспитание в корне отличается от того, к чему привыкли в доме ее родственников. Однако за сдержанностью скрывается пылкое сердце, небезразличное к людям и событиям. Софья проявляет чувства, когда обстоятельства позволяют их выразить:
«…Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть. Я знаю цену…»
Важно заметить, что Софья безропотно покоряется воле дяди, когда узнает, что он нашел для нее жениха, ничего не спросив у нее самой. Девушка того времени не имела возможности пообщаться с мужчинами, узнать их, поэтому подобная безынициативность была логичной и правильной линией поведения. Софья и не могла знать, что для нее лучше. Ее реакция — доказательство благоразумия. Даже молчание в пьесе Фонвизина обладает выразительными свойствами.
Таким образом, по репликам Софьи можно сделать выводы о ее характере: она сдержанная, благовоспитанная, умная девушка, которой не чужды сердечность, доброта, чувствительность. В финале она милостиво прощает своих похитителей и следует за дядей, подавая пример благочестия и здравого смысла.